15 декабря прошёл второй день Общего собрания РАН. "Научная Россия" провела прямую трансляцию.  Собрание прошло в необычном формате – оно целиком состояло из научной сессии, посвященной главной теме последних двух лет – пандемии COVID-19.

Общее собрание было организовано следующим образом: некоторое количество членов Академии наук находилось в Большом зале РАН, остальные смогли участвовать в работе собрания – с возможностью голосовать – в режиме онлайн.

Участники общего собрания и аудитория онлайн-трансляции получили уникальную возможность в течение двух дней прослушать 40 научных докладов ведущих специалистов, в том числе зарубежных, на тему: «Роль науки в преодолении пандемий и посткризисном развитии общества», включая не только медицинские, но и экономические, социальные, психологические и другие аспекты.

Первый день отдан фундаментальной медицине. Среди выступающих А.Л. Гинцбург, Д.Ю. Логунов, А.А. Ишмухаметов, А.Д. Каприн, С.Н. Авдеев, Алекс Спиропулос (США), Альба Мендез Брито (Германия), Хирошига Микамо (Япония), многие другие.

На следующий день прозвучали доклады представителей академической науки – экономистов, физиков, математиков антропологов, социологов и т.д. Выступят М.В. Ковальчук, Г.Н. Рыкованов, Р.И. Нигматулин, В.А. Тишков, М.К. Горшков, А.А. Широв и др.

Смотрите запись трансляции на портале «Научная Россия» и канале YouTube SCIENTIFIC.RUS.

10:01 Трансляция началась. Следите за обновлениями!

10:07 Выступает президент РАН Александр Михайлович Сергеев. Во второй день Общего собрания РАН продолжат выступления с научными докладами и обсудят проект постановления.

10:09 «Первый докладчик - академик РАН Георгий Николаевич Рыкованов, научный руководитель ФГУП «Российский Федеральный Ядерный Центр – Всероссийский научно-исследовательский институт технической физики имени академика Е.И. Забабахина». Тема доклада: "Агентный подход к моделированию эпидемии COVID-19 в Российской Федерации".

10:11 О роли математического моделирования в сдерживании развития вспышки эпидемии в Ухане.

10:13 Докладчик демонстрирует схему протекания заболевания Covid-19. Длительность фаз заболевания неоднократно изменялась по мере накопления фактических данных. О скрытых больных: "От доли скрытых больных в значительной степени зависят темпы развития эпидемии и максимальная нагрузка на медицинскую систему".

Схема фаз заболевания Covid-19 по дням из презентации докладчика. Скриншот из трансляции

10:27 Выступает  Сергей Игоревич Кабанихин, главный научный сотрудник ФГБУН Института вычислительной математики и математической геофизики Сибирского отделения РАН, член-корреспондент РАН. Тема доклада: «Моделирование последствий COVID-19: эпидемиология, экономика, экология».

10:39 "Пандемия резко обострила проблему устойчивого рынка, потребительского кредита. В условиях низких реальных доходов основной части населения, приходится поддерживать платёжеспособный спрос домохозяйств. Падение доходов в 2020 году составило практически 10%", - говорит докладчик. Он отметил, что в регионах был "взрывной" рост задолженностей.

10:42 С докладом выступает Михаил Александрович Марченко, директор ФГБУН Института вычислительной математики и математической геофизики Сибирского отделения РАН, доктор физико-математических наук. Тема доклада: «Новые методы статистического моделирования распространения коронавирусной инфекции».

10:49 "Разработанная стохастическая модель универсальна и может применяться для анализа распространения различных инфекций".

10:53 Предложения по развитию математических моделей.

10:55 Выступает академик РАН, научный руководитель ФГУ «Федеральный исследовательский центр "Фундаментальные основы биотехнологии" РАН  Владимир Олегович Попов. Тема доклада: «Кандидат в лекарственное средство PDSTP и его применение для профилактики и лечения инфекций, вызванных вирусом SARS-CoV-2».

11:02 О противовирусной активности PDSTP и лечении пневмонии, лекарственной форме в виде спрея.

11:05 Завершение доклинических испытаний планируется к марту-апрелю 2022 года, к I фазе клинических испытаний перейдут в июне 2022. Этот план согласован с Минздравом РФ.

11:06 "Лучше готовиться к тому вирусу, который придёт. Лучше это делать сейчас <...>. Многие вирусы обладают общим механизмом взаимодействия с клеткой-хозяином".

Ирина Михайловна приветствует коллег до начала Общего собрания. Фото: Николай Малахин / Научная Россия

11:10 Выступает вице-президент, академик РАН Ирина Михайловна Донник. Тема доклада: «Коронавирусные инфекции животных: есть ли опасность для человека?».

11:12 "Летучие мыши - идеальный инкубатор новых патогенных вирусов, в том числе коронавирусов, так как у них имеет место бессимптомное вирусоносительство, обусловленное ограниченными ответными иммунно-воспалительными реакциями". Другой такой "идеальный" переносчик вирусов - верблюд.

11:18 "Человек искусственно, в лаборатории или на рынках, создает условия, которые не могут быть в естественной среде. Когда начинают контактировать животные непересекающихся видов, это создаёт новые возможности для трансмиссивных путей передачи коронавирусов между дикими животными и человеком", - говорит Ирина Михайловна. Хотя, как считают эксперты Международного эпизоотического бюро, "Доказательств передачи вируса, вызывающего Covid-19 от животных к человеку не существует".

11:20 Президент РАН А. Сергеев задаёт уточняющий вопрос: уничтожение норок в Голландии, получается, было ошибочным? "Эта тема носит более политический и коммерческий оттенок <...>. Случаи заболевания были единичными".

11:26 Выступает временно исполняющий обязанности директора ФГБНУ «Всероссийский научно-исследовательский и технологический институт биологической промышленности» члена-корреспондента РАН Алексей Дмитриевич Забережный. Тема доклада: «Современные технологии выявления и предотвращения возникающих вирусных угроз для животных и человека».

Алексей Забережный во время доклада.Фото: Андрей Луфт / Научная Россия

Алексей Забережный во время доклада.
Фото: Андрей Луфт / Научная Россия

11:28 Вирусы сначала поражают животный мир, а затем идут к человеку. Ветеринары - на передовой при возникновении новых вирусных инфекций.

11:38 Выступает Александр Михайлович Шестопалов, доктор биологических наук, заведующий Отделом экспериментального моделирования и патогенеза инфекционных заболеваний  ФГБНУ «Федеральный исследовательский центр фундаментальной и трансляционной медицины». Тема доклада: «Миграции диких животных как потенциальная угроза заноса новых вирусов на территорию России».

11:48 Птицы как переносчики заболеваний, их миграционные пути.

11:55  Выступает председатель Уральского отделения РАН, академик РАН Валерий Николаевич Чарушин. Тема доклада: «Разработка лекарственных средств прямого противовирусного действия на основе азагетероциклических систем».

12:02 О препаратах уральской школы химиков-органиков.

12:09 "Сегодня исключительно важным является создание не только противовирусных препаратов, но и средств для купирования таких нежелательных постковидных явлений, как цитокиновый шторм, тромбоцитопения и других осложнений".

12:11 Выступает член-корреспондент РАН Николай Эдуардович  Нифантьев,  заведующий Лабораторией химии гликоконъюгатов (№ 52) ФГБУН Института органической химии им. Н.Д. Зелинского РАН. Тема доклада: «Гликонауки в создании агентов против коронавирусной инфекции и для лечения сопутствующих осложнений».

12:15 Об этапах инфицирования клетки вирусом SARS-Cov-2.   "Было показано, что даже клетки, на которых нет рецептора ACE2, подвергнуты инфицированию и могут заражаться так же как и те, на которых этот рецептор есть".

12:22 "Вчера и сегодня [на Общем собрании] мы слышим, что ключевая проблема при поддержании коронавирусных пациентов это не столько предотвращение инфекции, сколько предотвращение развития бактериемии и грибковой пневмонии".

12:28 Выступает заместитель директора по научной работе ФГБУН Института автоматики и процессов управления Дальневосточного отделения РАН, доктор технических наук Валерия Викторовна Грибова. Тема доклада: «Интеллектуальная система поддержки принятия врачебных решений по дифференциальной диагностике и назначению лечения COVID-19».

12:38 Архитектура системы поддержки принятия решений по диагностике и лечению Covid-19.

12:39 Выступает академик РАН Михаил Константинович Горшков. Тема доклада: «Массовое сознание и поведенческие практики россиян в условиях пандемии (к вопросу о социологической диагностике)».

12:43 "Экспансия пандемии Covid-19 привела к возникновению новой социальной реальности, о которой всё чаще говорят. Фактически, впервые в новейшей истории человечество столкнулось с глобальным кризисом, который порождён не явлениями политического и экономического порядка, а заболеванием, которое захватило большинство стран и континентов".

Скриншот слайда из презентации докладчика. Особенности проявления последствий пандемии в разных группах россиян, 2021 г., %. Источник: прямая трансляция

12:53 "Уровень материальной обеспеченности, социально-профессиональные, демографические характеристики, а  также психоэмоциональное состояние разных групп наших сограждан определяет выбор ими здоровьесберегающих стратегий и поведенческих практик".

12:58 Выступает научный руководитель ФГБУН Института этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН, академик РАН Валерий Александрович Тишков. Тема доклада: «Национальное государство и общество в ситуации пандемии: антропологический анализ».

13:00 Рассказывает об исследовании региональных различий по уровню тревожности и агрессии. Также были изучены 22 страны, среди которых высокий уровень тревоги сопровождается высокими оценками индивидуализма.

13:02 Представляет сравнение разных стран по индексу счастья, как он соотносится с уровнем тревожности.

13:04 Представляет выводы, основанные на исследованиях индекса счастья и уровня тревоги. Важным фактором в борьбе с COVID-19 считается адекватная реакция на политику правительства и личное отношение к пандемии.

13:06 "Принятие эффективных мер по преодолению пандемии невозможно без повышения роли науки в обществе и повышения общего уровня информированности населения о достижениях ученых и усилиях медицинских работников по преодолению кризиса".

13:08 Тишков рассказывает об исследовании, основанном на оценке экспертного сообщества, отношения российского населения к переписи. Некоторые вопросы были связаны с эпидемиологической ситуацией.

13:10 Валерий Александрович сообщает, что 80% экспертов заявили о наличии у населения страхов из-за пандемии.

13:12 Тишков отмечает вакцинофобию. Приводит мнения экспертов по поводу проведения вакцинации.

13:14 Говорит о роли властей, об антивластных фобиях, страхе ограничения свободы, падения образования, утраты рабочих мест.

13:15 Сообщает, что были проанализированы позитивные и деструктивные действия по борьбе с пандемией.

13:17 Тишков делает выводы, говорит о кризисе государств.

13:19 Слово предоставляют члену-корреспонденту РАН, директору ФГБУН Института народохозяйственного прогнозирования РАН Александру Александровичу Широву.

13:20 Широв рассказывает о "Влиянии пандемического кризиса на экономику и экономическую политику России".

13:21 Называет особенности экономического кризиса новой формации.

13:23 Широв говорит о связи между ограничительными мерами и изменениями в экономике.

13:25 Отмечает влияние особенностей российской экономики на течение кризиса.

13:27 Считает, что устойчивость российской экономики повысилась и мы лучше понимаем природу кризиса.

13:29 С докладом "Условия преодоления пандемии COVID-19 и стратегия социально-экономического роста" выступает академик РАН, научный руководитель ФГБУН Института океанологии им. П.П. Ширшова РАН Роберт Искандрович Нигматулин.

13:31 Сравнивает смертность в России и в Европе, демонстрирует прогнозы РАН по смертности населения.

13:33 Нигматулин считает, что необходимо увеличить государственное финансирование здравоохранения, чтобы догнать уровень РСФСР по смертности без учета коронавируса.

13:35 Отмечает, что нужно укреплять материнство, обеспечивать товарное обеспечение и делать все, чтобы избежать инфляции.

13:37 Показывает прогнозы на 2030 год.

13:39 Нигматулин говорит о необходимости менять кадровую политику, привлекать зарубежных научных специалистов, представителей частного бизнеса.

13:41 Рассказывает о работе Института океанологии им. П.П. Ширшова.

13:43 Говорит о роли аспирантов и профессоров в создании науки.

13:45 В.П.Чехонин передает слово профессору РАН, заведующему Лабораторией социальной и экономической психологии ФГБУН Института психологии РАН Тимофею Александровичу Нестику.

13:46 Нестик сравнивает психологическое состояние общества с айсбергом, вершиной которого является эмоциональное состояние человека, а основанием - образ мира и ценности россиян.

13:47 Называет механизмы влияния пандемии на психологию человека, в основе которых лежит переживание трудноконтролируемой угрозы.

13:49 Нестик говорит, что ощущение смерти усиливает жесткость в оценках поведения других людей, склонность противопоставления своих и чужих.

13:51 Тимофей Александрович представляет исследования психоэмоционального состояния российского общества 2020-2021 гг.

13:52 Говорит о том ,что у многих людей нет представления о развитии страны.

13:54 Отмечает, что негативные последствия пандемии мобилизуют личностные ресурсы и запускают защитные механизмы.

13:56 Нестик подтверждает статистику страхов российского населения, приведенных в предыдущих докладах.

13:58 Делает вывод, что важно поддерживать доверие, сопереживание другим в обществе.

13:59 Считает, что РАН должна быть площадкой для выработки решений по важным общественным вопросам.

14:00 С докладом выступает доктор исторических наук, директор ФГБУН Института Соединенных Штатов Америки и Канады РАН Валерий Николаевич Гарбузов. Тема доклада: "Вызовы и реалии постковидного мира".

14:01 Гарбузов рассказывает о наблюдениях за влиянием кризисов на мировую экономику.

14:03 Делит реакции на 2 типа: "все плохое пройдет и прежняя жизнь изменится" и "все плохое пройдет, но отношение человека к вызовам изменится".

14:05 Сравнивает период пандемии с событиями XX века.

14:07 Валерий Николаевич говорит о глобальных вызовах и неспособности общества осознать эти угрозы.

14:09 Считает, что источник всех угроз и вызовов - сам человек.

14:10 "Парадокс состоит и в том, что за всю свою историю человечество, создав эти вызовы и угрозы, так и не научилось вовремя распознавать, предупреждать и блокировать внезапные смертельные угрозы".

14:12 Гарбузов рассказывает о вопросах роли международных организаций, трансформации мирового порядка.

14:14 Перечисляет изменения, которые произошли под влиянием пандемии.

14:16 Гарбузов считает, что пандемия привела к взрыву цифровизации. Говорит о вирусной революции.

14:18 Валерий Николаевич называет уроки, которые общество должно извлечь из периода пандемии.

14:19 Начинается дискуссия.

14:20 Выступает чл.-корреспондент РАН Симон Теймуразович Мацкеплишвили.

14:21 Мацкеплишвили говорит о взлете науки за период пандемии.

14:22 "Постковидный синдром - это жалобы и симптомы на протяжении 12 недель и больше после ковида, которые не имеют какой-то другой причины. Т.е. это не развившийся сахарный диабет, или инсульт, или онкологические заболевания. Этот человек вроде бы здоров, выздоровел, у него отрицательные тесты и анализы не особо плохие, но он себя плохо чувствует. И таких людей десятки и сотни миллионов".

14:24 Мацкеплишвили говорит о тяжелых случаях инфекции и о возникновении антител в иммунной системе.

14:26 Александр Аркадьевич Масоско зачитывает постановления РАН о введении должности советника РАН.

14:28 Выступает чл.-корреспондент РАН Виктор Дмитриевич Селемир.

14:30 Рассказывает о приборе, созданном во Всероссийском ядерном центре, который генерирует оксид азота из окружающего воздуха.

14:32 Академик РАН Николай Николаевич Казанский комментирует важные вопросы, поднятые на Общем собрании РАН.

14:34 "Мы находимся в состоянии излишних рисков. И мне кажется, было бы правильно, чтобы руководство Академии указало на то, что эти риски излишни, руководству соответствующих министерств".

14:35 Говорит о необходимости создания Санкт-Петербургского научного центра.

14:36 Вячеслав Юрьевич считает, что необходимо увеличить финансирование науки.

14:39 Владимир Павлович Чехонин завершает дискуссию, комментирует предложения, которые получила РАН.

14:41 Члены Академии наук голосуют за поддержку постановления.

14:44 С докладом о внесении постановления общего собрания об утверждении списочного состава и секций зачитывает Александр Аркадьевич Масоско.

14:46 Проводится голосование по положениям постановления.

14:48 Масоско дополняет свой доклад об обновлении сайта.

14:50 В.П.Чехонин подводит итоги собрания.

Трансляция завершена. Спасибо, что были с нами!

Онлайн-трансляция прошла при поддержке Министерства науки и высшего образования РФ и Российской академии наук.

Материалы СМИ по теме второго дня Общего собрания:

В Москве прошло общее собрание РАН — Российская газета

На общем собрании академик Нигматуллин выступил с критикой президента РАН - МК

В Москве прошло общее собрание РАН — Рамблер