Объединенный институт ядерных исследований (ОИЯИ) — это международная межправительственная научно-исследовательская организация, всемирно известный научный центр. Институт представляет собой уникальный пример успешной интеграции фундаментальных теоретических и экспериментальных исследований с разработкой и применением новейших технологий и университетским образованием. Институт расположен в городе Дубне Московской области.

ОИЯИ был создан одиннадцатью странами в 1956 году в целях объединения усилий, научного и материального потенциала государств-членов для изучения фундаментальных свойств материи. В его работе принимают участие 18 государств: Азербайджан, Армения, Белоруссия, Болгария, Вьетнам, Грузия, Казахстан, КНДР, Куба, Молдова, Монголия, Польша, Россия, Румыния, Словакия, Узбекистан, Украина, Чехия. Кроме того, на правительственном уровне соглашения о сотрудничестве заключены с Венгрией, Германией, Египтом, Италией, Сербией и Южно-Африканской Республикой.

Научную политику института вырабатывает учёный совет, в состав которого, помимо крупных специалистов, представляющих страны-участницы, входят известные физики Германии, Греции, Индии, Италии, Китая, США, Франции, Швейцарии, Европейской организации ядерных исследований (ЦЕРН).

Основные направления теоретических и экспериментальных исследований в ОИЯИ: физика элементарных частиц, ядерная физика и физика конденсированных сред. Экспериментальная база ОИЯИ позволяет проводить не только передовые фундаментальные исследования, но и прикладные, направленные на разработку и создание новых ядерно-физических и информационных технологий.

В составе ОИЯИ семь лабораторий, каждая из которых по масштабам исследований сопоставима с большим институтом. Штат насчитывает около 5000 человек, из них более 1200 – научные сотрудники, около 2000 –  инженерно-технический персонал.

На долю ОИЯИ приходится более 40 открытий в области ядерной физики. В свете последних достижений Института особого упоминания заслуживает программа исследований сверхтяжелых элементов. Признанием выдающегося вклада, ученых Института в современную физику и химию стало решение Международного союза чистой и прикладной химии о присвоении 105-му элементу Периодической системы элементов Д.И. Менделеева названия дубний и 114-му элементу названия флеровий, в честь Лаборатории ядерных реакций ОИЯИ и ее основателя академика Г.Н. Флерова. Учеными Дубны впервые в мире были синтезированы новые, долгоживущие сверхтяжелые элементы с порядковыми номерами 113, 114, 115, 116, 117 и 118. Эти важные открытия увенчали многолетние усилия ученых разных стран по поиску «острова стабильности» сверхтяжелых ядер.

В основе стратегии развития ОИЯИ на последующие годы — фундаментальные исследования в области ядерной физики и смежных областях науки и техники благодаря совершенствованию собственной научно-исследовательской инфраструктуры и участию в международных коллаборациях; методические и прикладные исследования в сфере высоких технологий и их внедрение в промышленные, медицинские и иные технические разработки; активная образовательная деятельность и развитие социальной инфраструктуры.

Директор Объединенного института ядерных исследований — доктор физико-математических наук, академик Российской академии наук Григорий Владимирович Трубников.
Научный руководитель Объединенного института ядерных исследований —  доктор физико-математических наук, профессор, академик Российской академии наук Виктор Анатольевич Матвеев.