Во второй день Общего собрания членов Российской академии наук, которое посвящено борьбе с пандемией, доктор биологических наук Александр Шестопалов рассказал о миграции диких животных как потенциальной угрозе заноса новых вирусов на территорию России.

Зоонозные инфекции – это инфекции, общие для человека и животных. «Зоонозами принято считать инфекционные инвазивные болезни, при которых источником болезни служат различные виды домашних и диких животных. Из более чем 1400 патогенов, опасных для людей, примерно 64 процента – это зоонозы», - рассказал Александр Шестопалов.

В частности самые популярные зоонозы – это «испанка», «Эбола», ВИЧ, «свиной грипп». SARS-COV-2 – это тоже зооноз. «Зоонозные инфекции – это игра в две стороны. Как человек может заразиться от животных, так человек может и заразить животное», - отметил Александр Шестопалов.

Отдельно Александр Шестопалов рассказал о том, что от диких птиц могут заражаться все животные и люди. Из огромного количества диких птиц природные резервуары заболеваний – это гусеобразные и также кулики и чайки.

«Впервые в 2005 году, с весенней миграцией из Китая, в нашу страну был занесен вирус H5N1, который был высокопатогенным для домашней птицы. В дальнейшем он вызвал гибель около тысячи человек во всем мире. К счастью, в России летальных случаев не было», - сказал Александр Шестопалов.

Также специалист рассказал об аппаратуре, предназначенной для слежения за миграцией птиц. В частности с прошлого года в России начали использовать отечественную систему «Икарус». Сегодня это один из путей изучения миграции не только птиц, но и летучих мышей.