Член-корреспондент РАН, временно исполняющий обязанности директора ФГБНУ «Всероссийский научно-исследовательский и технологический институт биологической промышленности» Алексей Дмитриевич Забережный рассказал о «Современных технологиях выявления и предотвращения возникающих вирусных угроз для животных и человека».

Забережный уделил внимание истории наращивания базы молекулярных методов, проблемам классификации вирусов и вопросам определения генома человека. Рассказал об оболочном вирусе, который трудно отличить от зараженной клетки. Вакцина от него еще не создана.

Алексей Дмитриевич отметил, что большинство малоизученных нами вирусов паразитирует в одноклеточной микрофлоре мирового океана.

"Из них идентифицировано менее 5%, а половина вирусов, которые идентифицированы, совпадает с теми, которые циркулируют у нас и у домашних свиней, что подтверждает гипотезу о том, что эти вирусы выходят из воды. Поражаются сначала животные, а потом приходят уже к человеку. Отсюда роль ветеринарных специалистов, находящихся на передовом крае с нововозникающими вирусными инфекциями", - сообщил Забережный.

Алексей Дмитриевич описал, что в воде находятся одноклеточные, в которых циркулируют большие вирусы и сами заражаются другими вирусами. Рассказал, что одна вирусная частица дает 20 тысяч единиц потомства. Для этого вирус преобразует все вещество живой клетки и применяет такие биохимические процессы, о которых науке пока ничего неизвестно.

Зебережный отметил роль вирусов в биосфере. Они участвуют в пищевой цепи, сдерживая рост биомассы одноклеточных организмов мирового океана.

Вопрос о том, живой вирус или нет, до сих пор остается дискуссионным, поэтому вирусологи называют вирусы инфекционными. Алексей Дмитриевич подчеркнул, что SARS CoV-2 относится к отряду вирусов Nidovirales и имеет схожий геном с вирусом РРСС. По словам Забережного, ветеринарная вирусология и медицинская - это одна наука, поэтому необходимо учитывать этот факт при изучении коронавируса.

Наиболее перспективным подходом в исследованиях, по мнению Забережного, является создание этиатропного лекарственного средства. Перед учеными стоит задача добиться безопасного производства продуктов животноводства.

"Ветеринарный взгляд на вирусологию имеет место быть. И мне кажется, мы здесь можем внести свой вклад в изучение этих вопросов",- добавил Алексей Дмитриевич.