15 декабря во второй день Общего собрания РАН выступил с докладом директор ФГБУН Института Соединенных Штатов Америки и Канады РАН, доктор исторических наук Валерий Николаевич Гарбузов о вызовах и реалиях постковидного мира.
Он отметил, что у ковида есть не только медицинские аспекты, но и социальные, экономические, международные. В период пандемии у человечества была уникальная возможность наблюдать эволюцию отношения к проблеме, эволюцию реакции обществ и правительств.
Пандемия воспринимается всем человечеством как вызов привычному образу жизни. И реагировать на это люди будут по-разному. В.Н. Гарбузов выделил два типа реакций:
-
Всё плохое пройдёт и прежняя жизнь вернётся;
-
Всё пройдёт, но человек и мир изменятся в своём отношении к вызовам и угрозам.
В.Н. Гарбузов подчеркнул, что пандемия сместила приоритеты угроз. Из-за внезапности и быстрого распространения угроза глобальных пандемий вышла на первый план, оттеснив терроризм, климатические изменения, дефицит продовольствия и прочие угрозы, которые волновали человечество последние годы. Особое внимание В.Н. Гарбузов обратил на то, что людям сложно осознавать подобные риски. Все относятся к этим угрозам так, будто бы они находятся в режиме ожидания: «никто не знает, когда какая-либо угроза «рванёт» – как это было с пандемией». Неспособность людей осознать риски Валерий Николаевич назвал серьёзной проблемой, добавив, что «источник всех угроз человечеству – сам человек», который в то же время является и избавителем от этих угроз.
Ещё один парадокс заключается в том, что человечество за всю свою историю создало множество вызовов и угроз, но так и не научилось распознавать, предупреждать и блокировать смертельные угрозы. «Должно ли научиться? Ответ утвердительный. А вот сможет ли? Способно ли? Ответа на этот вопрос пока не будет», – считает В.Н. Гарбузов.
В пандемию обострился вопрос о роли международных организаций. Многие международные и региональные организации пытались наладить работу по борьбе с коронавирусом, но из-за разобщённых действий это привело к явлению, которое Валерий Гарбузов обозначил как «государственную фрагментацию», когда нации по большей степени сами решали все проблемы.
Пандемия привела к взрыву цифровизации, виртуализации отношений, своеобразной технологической революции. В.Н. Гарбузов допускает, что после пандемии мир перейдёт к другому укладу. Важно помнить: несмотря на то, что мировая архитектура устояла и не претерпела особых изменений, пандемия обострила прежние проблемы, и в постковидный период эти проблемы никуда не уйдут. Поэтому нужно создать систему быстрого реагирования на подобные кризисы, – считает В.Н. Гарбузов.