12 апреля в день полета первого человека в космос планета отмечает День космонавтики. В преддверии праздника предлагаем читателям вспомнить значимые события последних лет в области космических исследований России и мира. Поехали!

Сверхтяжелый «Сокол»

6 февраля 2018 г. в США успешно состоялся первый испытательный пуск сверхтяжелой двухступенчатой ракеты-носителя Falcon Heavy частной компании SpaceX миллиардера Илона Маска. На момент запуска Falcon Heavy была самой мощной ракетой в мире. Грузоподъемность носителя составляет 63,8 т при выводе полезного груза на низкую опорную орбиту.

Falcon Heavy предназначена для пилотируемых полетов, а также для будущих лунных и марсианских миссий. В качестве полезной нагрузки ракеты в ходе тестового запуска в космос отправился спортивный автомобиль Илона Маска Tesla Roadster.

Год спустя, 12 апреля 2019 г., состоялся первый коммерческий запуск Falcon Heavy. Ракета-носитель успешно вывела на орбиту спутник связи Саудовской Аравии Arabsat 6A.

Подробнее о Falcon Heavy и ее первых стартах можно прочитать в публикациях ТАСС и «РИА Новости».

Запуск ракеты-носителя Falcon Heavy.Фото: Thom Baur / Reuters

Запуск ракеты-носителя Falcon Heavy.

Фото: Thom Baur / Reuters

Взгляд «за спину» Луны

Первая в истории успешная мягкая посадка на обратную сторону Луны произошла 3 января 2019 г. «Гостем» на невидимой стороне естественного спутника Земли стал китайский космический аппарат «Чанъэ-4», который был запущен 8 декабря 2018 г. и прилунился близ Южного полюса Луны в бассейне Эйткена — крупнейшем ударном кратере в Солнечной системе. В число исследовательских приборов «Чанъе-4» вошли камеры, инфракрасный спектрометр, дозиметр и многие другие. Космический аппарат также доставил на Луну материалы для биологических экспериментов, включая семена картофеля и яйца шелкопряда. Для передачи сигналов от «Чанъе-4» на Землю китайские исследователи использовали запущенный заранее спутник-ретранслятор «Цюэцяо».

Подробности миссии — в материале «Российской газеты».

Китайский космический аппарат «Чанъэ-4».Фото: CSNA / Siyu Zhang / Kevin M. Gill / Wikimedia Commons

Китайский космический аппарат «Чанъэ-4».

Фото: CSNA / Siyu Zhang / Kevin M. Gill / Wikimedia Commons

Фотосессия для черной дыры

2019 г. порадовал еще одной значимой новостью: 10 апреля была опубликована первая в истории фотография черной дыры. Сам космический объект увидеть невозможно, но при помощи интерферометра ученым удалось запечатлеть диск из светящегося газа, вращающегося вокруг черной дыры и постепенно поглощаемого ею. Героиней съемки стала сверхмассивная черная дыра в галактике Мессье 87 — один из самых массивных космических объектов, известных науке. Открытие подарило ученым новые возможности в исследовании черных дыр — например, позволило подтверждать теоретические выводы об их особенностях практическими наблюдениями.

Подробнее о значении открытия — в материале ТАСС.

Первый снимок черной дыры.Фото: Event Horizon Telescope Collaboration / NASA

Первый снимок черной дыры.

Фото: Event Horizon Telescope Collaboration / NASA

Российский робот на орбите

22 августа 2019 г. на Международную космическую станцию на корабле «Союз МС-14» отправился российский антропоморфный робот Skybot F-850 с собственным именем FEDOR. После экспериментов на орбите умная машина вернулась на Землю 6 сентября.

Важнейшая отличительная черта робота FEDOR — способность копировать выполняемые действия с человека. В ходе испытаний на МКС он орудовал шуруповертом и отверткой, пользовался фонариком, занимался уборкой и ассистировал космонавтам. FEDOR способен общаться с человеком при помощи речи.

Подробности о подготовке и результатах миссии можно прочитать в интервью с исполнительным директором НПО «Андроидная техника» Евгением Александровичем Дудоровым для издания «Аргументы и факты».

Антропоморфный робот Skybot F-850.Фото: КЦ «Южный» / ЦЭНКИ

Антропоморфный робот Skybot F-850.

Фото: КЦ «Южный» / ЦЭНКИ

Первая межзвездная

Первую в истории межзвездную комету открыл сотрудник астрономической станции ГАИШ МГУ Геннадий Владимирович Борисов 30 августа 2019 г. Небесное тело, получившее имя 21/Borisov, стало первой кометой, родившейся за пределами Солнечной системы, обнаруженной учеными. Космический объект максимально сблизился с Землей в конце декабря 2019 г., а к середине 2020 г. покинул Солнечную систему и вернулся в межзвездное пространство.

Об изучении межзвездной кометы при помощи известного орбитального телескопа «Хаббл» — в материале «Научной России».

Комета 21/Borisov.Фото: NASA / ESA / D. Jewitt (UCLA)

Комета 21/Borisov.

Фото: NASA / ESA / D. Jewitt (UCLA)

Оседлавшие «Дракона»

30 мая 2020 г. состоялся первый пилотируемый полет космического корабля Crew Dragon компании SpaceX, доставившего на МКС американцев Дагласа Херли и Боба Бенкена. Около двух месяцев астронавты работали на станции, попутно проверяя, насколько удобен для пользования новый корабль. 2 августа первопроходцы вернулись на Землю. Миссия SpaceX Demo-2 открыла новую космическую эпоху — астронавтов на МКС впервые доставил корабль, построенный частной компанией.

В настоящее время корабли Crew Dragon регулярно доставляют астронавтов на Международную космическую станцию. А о том, как все начиналось, можно прочитать в статье «Научной России».

Космический корабль Crew Dragon.Фото: NASA / SpaceX / Wikimedia Commons

Космический корабль Crew Dragon.

Фото: NASA / SpaceX / Wikimedia Commons

Третьи по доставке лунного грунта

Доставку лунного грунта на Землю впервые за 40 лет совершил Китай 17 декабря 2020 г. В этот день на севере Поднебесной приземлилась наполненная образцами возвращаемая капсула «Чанъе-5» — самого большого и высокотехнологичного лунного зонда страны.

В результате 23-дневной миссии Китай стал третьей после СССР и США страной, осуществившей доставку лунного грунта на Землю. Интересно, что «Чанъе-5» производил забор породы в ранее не изучавшемся районе Луны и завершил сбор грунта намного быстрее, чем планировалось. Подробнее об этом достижении Поднебесной — в материале «Российской газеты».

Помимо забора грунта, «Чанъе-5» исследовал поверхность Луны при помощи спектрометра. Изыскания увенчались успехом: в изученном лунном грунте обнаружилась вода, объем которой — до 120 частей жидкости на 1 млн частей породы — для естественного спутника Земли оказался неожиданно большим. Об открытии можно прочитать в публикации телеканала «Наука».

Китайский лунный зонд «Чанъе-5».Источник изображения: Axel Monse / Shutterstock

Китайский лунный зонд «Чанъе-5».

Источник изображения: Axel Monse / Shutterstock

«Упорство» и «Изобретательность» в изучении Марса

18 февраля 2021 г. на Марс успешно села автоматическая межпланетная станция NASA, доставившая на Красную планету высокотехнологичный марсоход Perseverance («Упорство») — самый большой из пяти марсоходов США. Одной из важнейших миссий аппарата стал забор грунта для поиска признаков древней микробной жизни. Капсулы планетохода с марсианской породой планируется вернуть на Землю в ходе последующих миссий. Подробнее о значении события — в материале «Научной России».

Знаменательным этапом миссии Perseverance стало получение кислорода из углекислого газа, содержащегося в атмосфере Марса, при помощи установленного на марсоходе прибора MOXIE. Эксперимент доказал возможность обеспечения будущих колонистов Красной планеты кислородом «на месте» — причем не только для дыхания, но и в качестве основы ракетного топлива. О деталях испытания можно прочитать в публикации «Научной России».

В рамках миссии Perseverance 19 апреля 2021 г. в марсианское небо поднялся небольшой вертолет Ingenuity («Изобретательность»). Эксперимент доказал, что в атмосфере Красной планеты возможны управляемые полеты. Миссия Ingenuity завершилась в конце января 2024 г. За прошедший период вертолет выполнил 72 полета — намного больше, чем пять испытаний, которые планировалось провести изначально, — и снабдил исследователей на Земле ценной информацией об управляемых полетах на других планетах. Подробнее о миссии Ingenuityв материале Forbes.

Марсоход Perseverance и вертолет Ingenuity в представлении художника.Источник изображения: JPL-Caltech / NASA

Марсоход Perseverance и вертолет Ingenuity в представлении художника.

Источник изображения: JPL-Caltech / NASA

На границе с космосом

Июль 2021 г. ознаменовался сразу двумя схожими событиями: английский и американский миллиардеры Ричард Брэнсон и Джефф Безос успешно провели коммерческие суборбитальные полеты, приняв в них участие вместе с экипажами.

Во время суборбитального полета летательный аппарат не достигает первой космической скорости, достаточной для выхода на орбиту, и поэтому, достигнув некоего предела, падает обратно в атмосферу планеты. Корабль VSS Unity компании Брэнсона Virgin Galactic в ходе полета достиг высоты 86 км, ракета New Shepard компании Безоса Blue Origin добралась до отметки в 107 км. Таким образом, оба полета состоялись вблизи от условной границы с космическим пространством, называющейся линией Кармана и пролегающей на высоте 100 км от уровня моря.

Узнать больше о роли и значении суборбитальных полетов можно из статьи «Научной России».

Миллиардеры Ричард Брэнсон и Джефф Безос.Источник изображения: Aïda Amer / Axios (коллаж сделан на основе фото Arif Hudaverdi Yaman / Anadolu Agency и James D. Morgan / Getty Images)

Миллиардеры Ричард Брэнсон и Джефф Безос.

«Наука» на МКС

29 июля 2021 г. в составе российского сегмента МКС появилось важное пополнение — многоцелевой лабораторный модуль «Наука», предназначенный для проведения разнообразных исследований. До этого у российских космонавтов не было специализированного пространства для постановки экспериментов. Пристыковка «Науки» позволила расширить российский экипаж на МКС до трех человек и увеличить количество отечественных научных изысканий на борту станции.

В число экспериментов, запланированных и уже проводимых в «Науке», — создание космической оранжереи («Витацикл-Т»), изучение изменений в живых организмах в условиях космического полета («Биориск»), поиск космических микроорганизмов («Ловушка») и многие другие.

Интересными фактами о модуле «Наука» поделился в интервью для ТАСС заведующий лабораторией разработки и реализации медико-биологических программ Института медико-биологических проблем РАН Юрий Игоревич Смирнов.

Модуль «Наука».Фото: Shane Kimbrough / NASA / Wikimedia Commons

Модуль «Наука».

Фото: Shane Kimbrough / NASA / Wikimedia Commons

Камера… Мотор… Космос!

5 октября 2021 г. на Международную космическую станцию отправился российский экипаж экспедиции МКС-66 для съемки первого в истории художественного фильма на орбите нашей планеты — киноленты «Вызов» с Юлией Пересильд в главной роли. Вместе с актрисой на станцию отправился режиссер Клим Шипенко. Необычную команду возглавил Герой России космонавт Антон Николаевич Шкаплеров.

Подробнее об уникальном проекте и его значении — в материале «Научной России».

Юлия Пересильд, Антон Шкаплеров, Клим Шипенко, Алена Мордовина, Олег Артемьев и Алексей Дудин.Фото: Сергей Савостьянов / ТАСС

Фото: Сергей Савостьянов / ТАСС

Черные дыры и нейтронные звезды в рентгеновском спектре

Первая в своем роде космическая рентгеновская обсерватория IXPE (Imaging X-ray Polarimetry Explorer) отправилась на орбиту 9 декабря 2021 г. Уникальный комплекс из трех телескопов предназначен для изучения поляризованного рентгеновского излучения сложнейших объектов Вселенной — нейтронных звезд и черных дыр. Данные, передаваемые IXPE, помогают пролить свет на истинную природу космических источников рентгеновских лучей.

О значении исследований рентгеновской обсерватории рассказали член-корреспондент РАН, заместитель директора по научной работе ИКИ РАН Александр Анатольевич Лутовинов и заведующий лабораторией фундаментальной и прикладной рентгеновской астрофизики ИКИ РАН профессор Юрий Иормович Поутанен. Читайте в материале «Научной России»!

Космическая рентгеновская обсерватория IXPE.Источник изображения: NASA / Wikimedia Commons

Космическая рентгеновская обсерватория IXPE.

Источник изображения: NASA / Wikimedia Commons

Преемник «Хаббла»

Первый космический телескоп после «Хаббла» — «Джеймс Уэбб» — был запущен на орбиту 25 декабря 2021 г. и с июля 2022 г. начал передавать на Землю научные данные. Высокотехнологичный инструмент с самым большим в мире зеркалом (6,5 м в диаметре) главным образом предназначен для детальных наблюдений за Вселенной в инфракрасном диапазоне. Таким образом, данные «Джеймса Уэбба» позволяют расширить информацию о космосе, предоставляемую телескопом «Хаббл», работающим в основном в ультрафиолетовом и видимом диапазоне.

Об уникальных чертах нового телескопа и его отличиях от предшественника можно прочитать в материалах «РБК» и «Вокруг света».

«Научная Россия» уделяет большое внимание достижениям космической науки, осуществленным благодаря «Уэббу». О самом подробном инфракрасном изображении Вселенной, «темных звездах», самых далеких органических молекулах космоса, открытии древнейших галактик и старейшей черной дыры можно узнать из новостей нашего портала.

Космический телескоп «Джеймс Уэбб».Источник изображения: NASA / dima_zel / Wikimedia Commons

Космический телескоп «Джеймс Уэбб».

Источник изображения: NASA / dima_zel / Wikimedia Commons

Тур в космос

8 апреля 2022 г. на МКС отправилась первая полностью коммерческая космическая миссия Ax-1, организованная компанией Axiom Space. В экипаж вошли три бизнесмена и бывший астронавт NASA. Гости пробыли на орбитальной станции более двух недель и успешно вернулись на Землю 25 апреля. Интересно, что участники коммерческих полетов Axiom Space не только наслаждаются уникальным путешествием на орбиту, но и выполняют на МКС рабочие задания: например, члены миссии Ax-1 принимали участие в 25 исследовательских и образовательных проектах.

Подробнее о полете «первой четверки» космических туристов Axiom Spaceв публикации ТАСС.

Члены первой полностью коммерческой миссии на МКС Ax-1.Фото: Chris Gunn / Axiom Space

Члены первой полностью коммерческой миссии на МКС Ax-1.

Фото: Chris Gunn / Axiom Space

На орбиту «по обмену»

Соглашение о перекрестных полетах заключили госкорпорация «Роскосмос» и NASA 14 июля 2022 г. По его условиям Россия и США договорились об отправке на МКС смешанных русско-американских экипажей на кораблях «Союз» и Crew Dragon. Соглашение нацелено на развитие международного сотрудничества в космосе и обеспечение эффективной работы на станции даже в случае нештатной ситуации.

Подробнее о космическом договоре можно прочитать в материале ТАСС. В конце 2023 г. «Роскосмос» сообщил о продлении соглашения до 2025 г.

Миссия DART в представлении художника.Источник изображения: Johns Hopkins APL / NASA / Wikimedia Commons

Миссия DART в представлении художника.

Источник изображения: Johns Hopkins APL / NASA / Wikimedia Commons

Столкнуть астероид с орбиты

Возможность предотвращать столкновение с Землей опасных астероидов проверило NASA в 2022 г. 26 сентября космический аппарат DART целенаправленно столкнулся с подопытным астероидом Диморф, чтобы сдвинуть его с привычной орбиты. Эксперимент увенчался успехом. Более того, его результаты превысили самые смелые ожидания: орбиту астероида удалось сократить не на предполагаемые десять минут, а более чем на полчаса!

Детали необычного испытания — в публикации телеканала «Наука».

Станция «Тяньгун». Источник изображения: Shujianyang / Wikimedia Commons

Вторая обитаемая и единственная национальная

На слуху у многих — работа экипажей на Международной космической станции. Однако по орбите Земли уже не первый год вращается китайская модульная орбитальная станция «Тяньгун» — третья в истории после «Мира» и МКС, вторая обитаемая в настоящее время и единственная национальная. Строительство станции началось в апреле 2021 г. с запуска базового модуля «Тяньхэ». В июле 2022 г. к нему пристыковался научный модуль «Вэньтянь». А уже в октябре 2022 г. конструкцию «Тяньгун» пополнил модуль «Мэньтянь». Пилотируемые полеты экипажей на станцию начались уже с июня 2021 г. В дальнейшем китайцы планируют расширить «Тяньгун» до шести модулей и дополнить станцию телескопом «Сюньтянь», который будет летать рядом.

Подробнее об орбитальной программе КНР можно прочитать в материале «РБК».

Анна Кикина на МКС. Фото: NASA Johnson Space Center / Wikimedia Commons

Единственная женщина в отряде «Роскосмоса» — первый русский член экипажа Crew Dragon

Первый полет на МКС единственной женщины в отряде «Роскосмоса» Анны Юрьевны Кикиной также стал первым стартом на орбиту российского космонавта на корабле Crew Dragon в рамках программы перекрестных полетов. Космонавт отправилась на МКС 5 октября 2022 г. и вернулась на Землю 12 марта 2023 г., став шестой россиянкой, совершившей космический полет. 3 апреля 2024 г. А.Ю. Кикина была удостоена звания Героя России.

Своими впечатлениями от полета и работы на МКС Анна Юрьевна поделилась в интервью для ТАСС и PEOPLETALK.

«Орион» летит к Луне

15 ноября 2022 г. NASA отправило к Луне космический корабль Orion в рамках беспилотной миссии Artemis-1. Полет стал первым этапом масштабной американской программы Artemis («Артемида»), нацеленной на возобновление пилотируемых полетов к естественному спутнику Земли и его колонизацию.

Для вывода Orion в открытый космос впервые использовалась самая мощная в мире на сегодня сверхтяжелая ракета Space Launch System (SLS). Для проверки возможностей корабля полет намеренно проводился в наиболее суровых условиях. За 25 дней миссии Orion дважды облетел Луну и успешно вернулся на Землю 11 декабря 2022 г.

Подробнее о миссии Artemis-1 можно прочитать в материалах Lenta.ru и «Российской газеты»

Cверхтяжелая ракета Space Launch System перед запуском.Фото: Ben Smegelsky / NASA

Cверхтяжелая ракета Space Launch System перед запуском.

Фото: Ben Smegelsky / NASA

Навстречу спутникам Юпитера

14 апреля 2023 г. за пределы Земли отправился европейский космический зонд JUICE (Jupiter Icy Moons Explorer — «Исследователь ледяных лун Юпитера»), созданный для изучения Юпитера и трех крупнейших спутников газового гиганта — Европы, Ганимеда и Каллисто. Аппарат оборудован десятью научными приборами, включая микроволновой спектрометр SWI, разработанный при участии российских ученых и предназначенный для изучения атмосферы Юпитера и его лун. Планируется, что JUICE достигнет цели к лету 2031 г. и будет проводить исследования в течение трех лет.

Подробнее о миссии — в публикации ТАСС.

Миссия JUICE нацелена на изучение Юпитера и его ледяных лун.Источник изображения: European Space Agency / Wikimedia Commons

Миссия JUICE нацелена на изучение Юпитера и его ледяных лун.

Источник изображения: European Space Agency / Wikimedia Commons

«Луна-25»: ценный опыт
«Луна-25» в представлении художника. Источник изображения: Pline / Wikimedia Commons

11 августа 2023 г. впервые почти за 50 лет к Луне отправился российский космический аппарат — высокотехнологичная автоматическая станция «Луна-25». Аппарат успешно вышел на окололунную орбиту, провел фотосъемку Луны и уникальные наблюдения кратера Зееман на ее обратной стороне. Однако попытка посадки на поверхность спутника, к сожалению, закончилась крушением «Луны-25» из-за сбоя в работе бортовых компьютеров аппарата. Подробно о том, почему лунной станции так и не удалось выполнить свою миссию, можно узнать из статьи обозревателя «Московского комсомольца» Натальи Веденеевой.

Несмотря на печальный исход миссии, «Луна-25» успела передать на Землю ценные данные. Так, фотографии, сделанные станцией, помогли ученым из Института космических исследований РАН сделать вывод о крайне низком содержании воды в кратере Зееман. Детали открытия — в новости «Научной России».

«Чандраян-3». Фото: DOS / ISRO / Scientific American

Индия: четвертая на Луне

23 августа 2023 г. на Луне совершила успешную посадку индийская автоматическая межпланетная станция «Чандраян-3». В результате события Индия стала четвертой после СССР, США и Китая страной, осуществившей прилунение космического аппарата. Место посадки «Чандраян-3» было избрано около Южного полюса Луны — в таких низких широтах нашего естественного спутника больше не садился ни один космический аппарат. В состав станции вошли посадочный модуль «Викрам» с четырьмя исследовательскими приборами и ровер «Прагъян», оборудованный еще двумя научными инструментами и двумя камерами.

Подробнее о миссии — в материале «РБК».

В поисках истоков жизни

В сентябре 2023 г. на Землю вернулась капсула с грунтом астероида Бенну, собранным американским космическим зондом OSIRIS-REx, который отправился в космос в 2016 г. Первые анализы уникального материала дали весьма любопытные результаты: в породе в большом количестве обнаружились углерод и вода. Это может указывать на то, что у ученых есть шанс найти в грунте Бенну «строительные блоки» земной жизни. Доставленный зондом материал стал самым большим образцом астероида с высоким содержанием углерода.

«Научная Россия» детально освещала миссию OSIRIS-REx и первые результаты исследований грунта астероида Бенну. Читайте на нашем портале!

Космический зонд OSIRIS-REx в представлении художника.Источник изображения: NASA / GSFC / Wikimedia Commons

Космический зонд OSIRIS-REx в представлении художника.

Источник изображения: NASA / GSFC / Wikimedia Commons

«Небесный корабль» отработал систему спасения
Подготовка миссии «Гаганьян». Фото: Indian Space Research Organization / Wikimedia Commons

21 октября 2023 г. Индийская организация космических исследований (ISRO) провела испытание космического корабля в рамках подготовки первой национальной пилотируемой миссии «Гаганьян» («Небесный корабль»). Первый беспилотный полет был нацелен на проверку работы системы безопасности корабля и увенчался успехом: капсула спасения экипажа приводнилась в Бенгальском заливе. Согласно планам, прежде чем корабль выведет на орбиту высотой около 400 км модуль с тремя индийскими астронавтами, ему предстоит пройти не менее 20 испытаний.

О деталях запуска можно прочитать в публикации ТАСС.

Эмбрионы на орбите

В декабре 2023 г. в российском сегменте МКС был поставлен комплексный биологический эксперимент «Перепел», направленный на изучение эмбрионального развития живых существ в условиях космоса. В рамках испытания на МКС были доставлены 48 яиц японского перепела, которые содержались на орбите в специальном инкубаторе. Главная цель эксперимента — выяснить, что оказывает определяющее влияние на нарушения в развитии эмбрионов в космосе: отсутствие притяжения или радиация. Испытание поможет не только продумать систему обеспечения космонавтов пищей, но и подготовиться к грядущей колонизации космоса человеком.

Подробнее о необычном испытании — в статье «Научной России».

Космонавт Олег Кононенко отрабатывает порядок выполнения эксперимента «Перепел» на Земле.Фото: Андрей Шелепин / Центр подготовки космонавтов им. Ю.А. Гагарина

Фото: Андрей Шелепин / Центр подготовки космонавтов им. Ю.А. Гагарина

Первая солнечная обсерватория Индии

2024 г. начался с хороших новостей: 6 января на рабочую орбиту вышла первая солнечная обсерватория Индии — автоматическая космическая станция Aditya-L1, отправившаяся к Солнцу 2 сентября 2023 г. Аппарат несет семь исследовательских систем для изучения разнообразных параметров нашего светила, включая магнитное поле, динамику коронарных выбросов, колебания излучения и многое другое.

Детали миссии Aditya-L1в материале ТАСС.

Автоматическая космическая станция Aditya-L1.Источник изображения: Robert Lea / ISRO

Автоматическая космическая станция Aditya-L1.

Источник изображения: Robert Lea / ISRO

Пятые на Луне

Пятой страной, посадившей космический аппарат на Луну, стала Япония. Первый японский лунный модуль SLIM (Smart Lander for Investigating Moon, «Умный посадочный модуль для исследований Луны») совершил успешное прилунение 19 января 2024 г. Одна из уникальных черт аппарата — технология высокоточной посадки, разработанная Японским агентством аэрокосмических исследований JAXA совместно с Mitsubishi Heavy Industries. Вместе с модулем на Луну прибыли два небольших робота с камерами для съемки, один из которых прыгает на пружинах, другой — перекатывается с места на место.

Материал о японской миссии с комментарием научного руководителя программы исследований Луны автоматическими космическими аппаратами академика Льва Матвеевича Зеленого читайте на портале «Научная Россия».

Первый японский лунный модуль SLIM.Источник изображения: Reuters / JAXA

Первый японский лунный модуль SLIM.

Источник изображения: Reuters / JAXA

Трудный путь к успеху

14 марта 2024 г. состоялся третий испытательный полет космического корабля Starship компании SpaceX. Этот ракетный комплекс считается самым большим космическим аппаратом в истории: общий вес системы составляет 5 тыс. т. Благодаря огромной мощности Starship планируется использовать не только для выведения до 150 т грузов на околоземную орбиту, но и для доставки до 100 т полезной нагрузки к Луне.

Пока все три испытания Starship завершились нештатными ситуациями. Но разработки постепенно продвигаются к успеху: если во время первого пуска в апреле 2023 г. корабль взорвался еще перед отделением ступени ракеты, набрав высоту всего в 38 км, то в ходе третьего испытания Starship успел достигнуть отметки 80 км прежде, чем случилась авария.

Подробнее об испытаниях самого большого космического корабля в истории — в материале «Российской газеты».

Старт космического корабля Starship.Источник изображения: Official SpaceX Photos / Flickr

Старт космического корабля Starship.

Источник изображения: Official SpaceX Photos / Flickr

Изучить радиацию и увидеть полюса: Российская орбитальная станция

В заключение — немного о ближайшем космическом будущем. К 2032 г. планируется завершение строительства перспективной Российской орбитальной станции (РОС), проект которой обсуждается отечественными исследователями уже несколько лет. Предполагается, что в базовой конфигурации РОС будет сформирована на орбите Земли уже в 2030 г.

В системе Российской орбитальной станции (РОС) предусмотрено применение робототехники и искусственного интеллекта. Сменные модули позволят использовать станцию дольше, чем МКС. Важная особенность РОС — орбита с наклонением 96,8°, которая обеспечит обзор всей поверхности нашей планеты, включая полюса. Помимо этого, наклонение орбиты станции позволит использовать ее для запуска и обслуживания спутников дистанционного зондирования Земли. Планируется, что РОС также послужит лабораторией для испытания технологий медико-биологического обеспечения межпланетных полетов. 2 апреля 2024 г. «Роскосмос» утвердил эскизный проект перспективной станции.

О преимуществах РОС и запланированных экспериментах на станции читайте на нашем портале.

Макет Российской орбитальной станции на форуме «Армия-2022».Фото: Андрей Любимов / РБК

Макет Российской орбитальной станции на форуме «Армия-2022».

Фото: Андрей Любимов / РБК

Команда «Научной России» поздравляет читателей и всех причастных с наступающим Днем космонавтики и желает звездных успехов и неиссякаемого стремления к познанию! Впереди — еще больше актуальных новостей о космических исследованиях страны и мира.

Источник изображения на главной странице: фрагмент картины «Советские ученые» (1987). Художники А.А. Башкевич и А.А. Кучеров. Источник: «Страна, которую мы потеряли» (группа в социальной сети «ВКонтакте»)

Источник изображения на превью: фрагмент картины «До свидания, Земля!» (1970). Художник Борис Окороков. Источник изображения: РОСИЗО / «Узнай Россию»

Источники изображений в тексте: Thom Baur / Reuters, CSNA / Siyu Zhang / Kevin M. Gill / Wikimedia Commons, Event Horizon Telescope Collaboration / NASA, КЦ «Южный» / ЦЭНКИ, NASA / ESA / D. Jewitt (UCLA), SpaceX / EPA / Shutterstock, NASA / SpaceX / Wikimedia Commons, Axel Monse / Shutterstock, JPL-Caltech / NASA, Aïda Amer / Axios (коллаж сделан на основе фото Arif Hudaverdi Yaman / Anadolu Agency и James D. Morgan / Getty Images), Shane Kimbrough / NASA / Wikimedia Commons, Сергей Савостьянов / ТАСС, NASA / Wikimedia Commons, NASA / dima_zel / Wikimedia Commons, Chris Gunn / Axiom Space, Paolo Nespoli, Roland Miller / NASA / ASI, Johns Hopkins APL / NASA / Wikimedia Commons, Shujianyang / Wikimedia Commons, NASA Johnson Space Center / Wikimedia Commons, Ben Smegelsky / NASA, European Space Agency / Wikimedia Commons, Pline / Wikimedia Commons, DOS / ISRO / Scientific American, NASA / GSFC / Wikimedia Commons, Indian space research organization / Wikimedia Commons, Андрей Шелепин / Центр подготовки космонавтов им. Ю.А. Гагарина, Robert Lea / ISRO, Reuters / JAXA, Official SpaceX Photos / Flickr, Андрей Любимов / РБК.