Астрофизики из США обнаружили на изображениях космического телескопа имени Джеймса Уэбба (JWST) три ярких объекта, которые могут быть «темными звездами» — теоретическими объектами намного больше и ярче Солнца, которые «питаются» частицами темной материи, сообщает Техасский университет в Остине. Если открытие нового типа звезд, описанное в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences, подтвердится, оно может помочь раскрыть природу темной материи.

Хотя темная материя составляет около 25% Вселенной, ее природа ускользает от ученых. Считается, что она состоит из элементарных частиц нового типа, и поиск таких частиц продолжается. Среди основных кандидатов на роль частиц темной материи — слабо взаимодействующие массивные частицы. При столкновении эти частицы аннигилируют, отдавая тепло схлопывающимся облакам водорода и превращая их в ярко сияющие темные звезды. Определение сверхмассивных темных звезд позволит изучать темную материю на основе их наблюдаемых свойств.

Сейчас три ярких объекта — JADES-GS-z13-0, JADES-GS-z12-0 и JADES-GS-z11-0 — являются кандидатами в первые обнаруженные «темные звезды». Изначально, в 2022 году, их приняли за галактики. Спектроскопический анализ показал, что эти объекты существовали уже 320–400 миллионов лет после Большого взрыва, то есть это одни из самых ранних объектов, которые когда-либо наблюдались.

Дальнейшие наблюдения телескопа «Джеймс Уэбб» за свойствами этих объектов-кандидатов может помочь подтвердить, действительно ли они являются темными звездами.

[Фото: NASA/ESA]