С помощью космического телескопа имени Джеймса Уэбба НАСА международная команда астрономов обнаружила сложные органические молекулы, похожие на молекулы смога и дыма, в галактике на расстоянии более 12 миллиардов световых лет от Земли, сообщает Техасский университет A&M (США). Подробно открытие описано в журнале Nature.

Свет, обнаруженный астрономами, начал свое путешествие, когда Вселенной было менее 1,5 миллиарда лет (сейчас ей более 13 миллиардов лет). Галактика, где были обнаружены органические молекулы, была впервые открыта в 2013 году и с тех пор изучалась многими обсерваториями, в том числе радиотелескопом ALMA и космическим телескопом «Хаббл».

Молекулы обнаружили с помощью явления, известного как гравитационное линзирование. Его можно наблюдать, когда, например, между галактикой и наблюдателем (телескопом) находится еще одна галактика, которая, как увеличительное стекло, растягивает и усиливает свет от основной – наблюдаемой – галактики.

В данных телескопа обнаружилась «подпись» крупных органических молекул, похожих на молекулы смога и дыма, — строительных блоков тех же самых канцерогенных выбросов углеводородов на Земле, которые являются ключевыми факторами загрязнения атмосферы. Однако, как отмечают ученые, последствия галактических дымовых сигналов гораздо менее катастрофичны для их космических экосистем.

«Эти большие молекулы на самом деле довольно распространены в космосе, – объясняют авторы работы. – Раньше считалось, что это хороший признак того, что формируются новые звезды. Везде, где наблюдали эти молекулы, также рождались маленькие звезды».

Тем не менее, новые результаты «Уэбба» показывают, что в областях с дымом в далекой галактике нет признаков звездообразования.

[Фото: J. SPILKER / S. DOYLE, NASA, ESA, CSA]