Подняться выше неба, взглянуть на планету с высоты, провести несколько минут в невесомости – и обратно на Землю. На все – от нескольких минут до часа с лишним. В июле 2021-го года английский и американский бизнесмены Ричард Брэнсон и Джефф Безос совершили коммерческие суборбитальные полеты.

Фото:3dnews.ru

Фото:3dnews.ru

 

Полет Ричарда Брэнсона продолжался почти полтора часа. Корабль Unity компании Virgin Galactic поднялся на высоту 86 километров - это примерно верхний уровень мезосферы. Через 10 дней высоту Брэнсона превзошёл американец Джефф Безос – корабль New Shepard поднялся до 107 километров. Еще до стартов компания Безоса Blue Origin заявила, что именно их полет, с набором высоты больше ста километров, можно называть космическим, в отличие от «высотного самолета» Брэнсона. Впрочем, не все космонавты признают космическими оба полета. Так что такое суборбитальный полет, и какие перспективы открывают коммерческие услуги скоростного подъема в атмосферу?

С чего начинается космос

Утверждения о том, что полет Ричарда Бренсона не является космическим, основаны на высоте, которую набрал корабль. Условная граница между атмосферой Земли и космосом начинается на высоте 100 километров от уровня моря и называется «Линия Кармана». Она же – и верхняя граница государств, территория которых не распространяется на космос. Таким образом, суборбитальный полет Бренсона многие не признают космическим.

Ракета "Фау-2"

Ракета "Фау-2"

Первым искусственным объектом, который пересек Линию Кармана, была немецкая баллистическая ракета «Фау-2» в 1944 году. После войны запуски трофейных ракет и аппаратов, построенных на базе «Фау-2» давали старт некоторым американским и советским космическим программам. Первыми животными, которые пересекли высотную отметку в 101 километр и живыми вернулись на Землю, были собаки Дезик и Цыган, которые совершили полет на ракете «Р-1В» в 1951-м году.

Не замыкая круг

Суборбитальные полеты называют «доступным космосом». Взлететь, не выходя на орбиту, провести в невесомости несколько минут, а не дней или месяцев – гораздо проще для человеческого организма. Нет необходимости в годовых тренировках и подготовке, которые проходили первые космические туристы в начале 2000-х, менее жесткие требования к здоровью. Доступнее такие полеты и в финансовом плане: туристы, которые отправлялись на МКС, отдавали десятки миллионов долларов. Говоря о суборбитальном туризме, чаще упоминают цифру в 200-250 тысяч долларов.

Суборбитальный полет – это полет аппарата по баллистической траектории со скоростью меньше первой космической. Летательный аппарат не в состоянии выйти на орбиту Земли, а потому, достигнув предела, начинает падать обратно в атмосферу. Скорость, которая необходима для суборбитального полета с пересечением Линии Кармана, то есть до ста километров, примерно в 8 раз меньше первой космической – 950 метров в секунду против 7910 метров в секунду. 

Таким образом, и разница в аппаратах, которые используют для «низкого» космоса и тех, что выходят на орбиту, колоссальна. Суборбитальные корабли значительно меньше, требуют меньше топлива, а их конструкция предполагает многоразовое использование.

Схема суборбитального полета

Схема суборбитального полета

Фото: zelenyikot.com

Не только для развлечений

Июльские полеты миллиардеров опять подняли интерес к забытому на более, чем 10 лет космическому туризму: последний платный полет на МКС совершил канадец Ги Лалиберте в 2009 году. Теперь – новый подъем заатмосферных мечтаний, уже более доступных. Российский космонавт Андрей Борисенко после последних суборбитальных полетов заявил в беседе с РБК, что подобные полеты можно рассматривать, как дорогой и интересный аттракцион, хотя в полной мере космическим полетом он не является.

Впрочем, суборбитальные траектории используют не только для развлечений. Достаточно сильно изучено применение суборбитальных полетов в боевых целях – ведь именно с запуска «Фау-2» началась эта эпоха.

В мирных целях суборбитальные исследования применяют в полноценных космических программах, с запуском аппаратов на орбиту. Например, ступени отдельных ракет, после подъема аппаратов на определенную высоту, по суборбитальной траектории возвращаются на Землю. Таким образом, появляются многоразовые космические аппараты. При этом возможно приземление ступеней на парашютах или на опоры, с использованием двигателей.

Некоторые эксперты строят прогнозы о возможности запуска суборбитального транспорта в будущем. Это сократит в разы скорость перелета с континента на континент.

 

Фото на главной странице: 3dnews.ru

По материалам Коммерсант, cosmos.agency, РБК