Ученый секретарь РАН академик Михаил Пальцев рассказал о современных мировых трендах в области персонализированной медицины, о российских проблемах и перспективах создания персональных лекарств.

Доктор физико-математических наук, вице-президент Российской академии наук, председатель Сибирского отделения РАН академик Александр Леонидович Асеев рассказал нам о достижениях и трудностях в работе академии, а также о научных прорывах, которые непременно произойдут в ближайшем будущем.

Лаборатория масс-спектрометрии, открывшаяся в МГУ, стала плодом сотрудничества ученых и коммерсантов. О новых возможностях и перспективах рассказали зав. новой лабораторией Альберт Лебедев и гендиректор фирмы «МС-Аналитика» Михаил Токарев

Сегодня мы беседуем о развитии ядерной медицины с директором НИЦ «Курчатовский институт» членом-корреспондентом РАН Михаилом Валентиновичем Ковальчуком.

Физика – наука основополагающая и всеобъемлющая. И чем дальше, тем больше в ней образуется самостоятельных областей, каждая из которых уже начинает жить собственной жизнью.

Автор Виктор Фридман

Каждый, кто хоть что-то понимает в физике, «Звездные войны» смотрит с улыбкой, ибо знает, что лазерный меч так вести себя не может. А те, кто хорошо разбирается в лазерной физике, знают, что лазер может еще и не такое. В Объединенном институте высоких температур Российской академии наук лазеры не только режут, но еще и конструируют, переносят, лечат.

Суперкомпьютерный центр Курчатовского комплекса НБИКС-технологий, или Центр обработки больших данных, внешне напоминает декорацию к фильму про будущее: сверхсложные машины, перемигивающиеся разноцветными лампочками, издают мерный гул, в своем хоре чем-то похожий на песню, язык которой простому смертному непонятен, а специалисту говорит о многом. Отдел перспективных компьютерных технологий и систем занимается целым рядом важнейших задач – от расшифровки молекул и вирусов до исследования дальних галактик. Именно об этом мы беседуем с молодым ученым, руководителем группы вычислительных технологий Антоном Борисовичем Теслюком.

Кого погубил пермо-триасовый кризис, что такое климатическая катастрофа, точно ли парниковые газы вызывают потепление, и может ли человечество уничтожить жизнь на Земле — в интервью доктора биологических наук Александра Пономаренко.

Оказывается, о внутреннем устройстве планеты, на которой мы живем и от которой полностью зависим, ученым известно меньше, чем о космосе. Но зато они прекрасно знают, где и как добывать полезные ископаемые, благодаря которым во многом существует наша цивилизация. О том, чем занимается современная геология и каковы перспективные направления ее развития, рассказал заместитель директора Государственного геологического музея РАН им. В.И. Вернадского по музейной и научной работе кандидат геолого-минералогических наук Сергей Владимирович Черкасов.

Evo-devo — эволюционная биология развития — исследует развитие животных с точек зрения молекулярной биологии, экологии, медицины и других смежных наук. Мы поговорили с одним из основателей новой дисциплины

Беседовала Светлана Ястребова

Это последнее интервью Людмилы Васильевны Шапошниковой – ученого-востоковеда, философа, писателя, крупнейшего исследователя творчества семьи Рерихов. Ее не стало 24 августа.

«Великих людей питает труд» – более точное определение найти сложно. Эти слова Сенеки человечество пронесло сквозь столетия, и я каждый раз вспоминаю их, когда встречаюсь с академиком Багратом Исменовичем Сандухадзе.

Ректор Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова академик РАН Виктор Антонович Садовничий рассказал нашему журналу о подготовке к X Московскому фестивалю науки в рамках юбилейного V Всероссийского фестиваля науки NAUKA 0+

Член правления госкорпорации «Росатом», заместитель генерального директора – директор Блока по управлению инновациями, доктор технических наук, профессор Вячеслав Александрович Першуков – о новой платформе ядерной энергетики

В современной науке немало областей, в которых приходится иметь дело с экстремальными условиями – немыслимыми давлениями, сверхвысокими и сверхнизкими температурами, радиационным воздействием. С развитием технологий разрушительная сила искусственно созданных очагов подобных воздействий нарастает, а это, в свою очередь, требует и постоянного совершенствования различных материалов, обеспечивающих защиту. Пожалуй, самый мощный удар принимают на себя стенки атомных реакторов, и не случайно материаловедение в атомной отрасли стало самостоятельной областью науки. Об особенностях этого направления и о развитии отрасли мы беседуем с заместителем генерального директора Центрального научно-исследовательского института конструкционных материалов (ЦНИИ КМ «Прометей») по научной работе, начальником научно-производственного комплекса «Материалы и вопросы безопасности энергетических установок» Георгием Павловичем Карзовым

Сверхпроводимость была открыта более века назад, однако лишь сравнительно недавно она вышла за пределы исследовательских лабораторий и начала завоевывать свое место под солнцем, постепенно проникая в различные отрасли промышленности. Особенно перспективным выглядит применение высокотемпературной сверхпроводимости, которая сулит колоссальный качественный скачок, прежде всего в энергетике. Научно-исследовательские центры по всему миру включились в эту «энергетическую гонку», где одну из лидирующих позиций по праву занимает Россия и, в частности, госкорпорация «РосАтом». Сегодня мы беседуем с ведущими специалистами «РосАтома» в области электрофизики и высокотемпературной сверхпроводимости: Валентином Пантелеймоновичем Смирновым, Леонидом Михайловичем Фишером и Виктором Ивановичем Панцырным.

Об истории и перспективах космической ядерной энергетики рассказывает директор – генеральный конструктор Научно-исследовательского и конструкторского института энерготехники им. Н.А. Доллежаля (НИКИЭТ) член-корреспондент РАН, профессор Юрий Григорьевич Драгунов

Автор Валерий Чумаков

Научный консультант генерального директора концерна «Росэнергоатом», академик РАН, в 1990-е гг. - вице-президент Российского научного центра «Курчатовский институт», профессор, лауреат Ленинской и Государственной премий Николай Николаевич Пономарев-Степной стоял у самых истоков ядерной энергетики для авиации, ракет и космоса.

Автор Валерий Чумаков

Об истории возникновения радиационной экологии и о том, какие задачи стоят перед радиоэкологами сегодня, рассказывает доктор биологических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, академик РАН, эксперт НКДАР ООН Рудольф Михайлович Алексахин.

Автор Александр Титков

Наша беседа с Радием Ивановичем Илькаевым началась в музее-квартире Ю.Б. Харитона в Сарове, а продолжилась в Москве в музее Е.П. Славского – в здании «Росатома» на Большой Ордынке. И это символично: речь шла о нынешнем состоянии ядерного оружия, той роли, которую оно играет в жизни России сегодня, а без кратких возвращений в прошлое, к людям, чьи имена отражены в названиях музеев, говорить о нем невозможно.

Когда на нашей планете впервые появились многоклеточные организмы и как выглядели древнейшие хищники? Где можно найти самые ранние свидетельства хищничества? Рассказывает палеонтолог Ярослав Попов