Суперкомпьютерный центр Курчатовского комплекса НБИКС-технологий, или Центр обработки больших данных, внешне напоминает декорацию к фильму про будущее: сверхсложные машины, перемигивающиеся разноцветными лампочками, издают мерный гул, в своем хоре чем-то похожий на песню, язык которой простому смертному непонятен, а специалисту говорит о многом. Отдел перспективных компьютерных технологий и систем занимается целым рядом важнейших задач – от расшифровки молекул и вирусов до исследования дальних галактик. Именно об этом мы беседуем с молодым ученым, руководителем группы вычислительных технологий Антоном Борисовичем Теслюком.

11986

Кого погубил пермо-триасовый кризис, что такое климатическая катастрофа, точно ли парниковые газы вызывают потепление, и может ли человечество уничтожить жизнь на Земле — в интервью доктора биологических наук Александра Пономаренко.

Оказывается, о внутреннем устройстве планеты, на которой мы живем и от которой полностью зависим, ученым известно меньше, чем о космосе. Но зато они прекрасно знают, где и как добывать полезные ископаемые, благодаря которым во многом существует наша цивилизация. О том, чем занимается современная геология и каковы перспективные направления ее развития, рассказал заместитель директора Государственного геологического музея РАН им. В.И. Вернадского по музейной и научной работе кандидат геолого-минералогических наук Сергей Владимирович Черкасов.

Evo-devo — эволюционная биология развития — исследует развитие животных с точек зрения молекулярной биологии, экологии, медицины и других смежных наук. Мы поговорили с одним из основателей новой дисциплины

Беседовала Светлана Ястребова

Это последнее интервью Людмилы Васильевны Шапошниковой – ученого-востоковеда, философа, писателя, крупнейшего исследователя творчества семьи Рерихов. Ее не стало 24 августа.

«Великих людей питает труд» – более точное определение найти сложно. Эти слова Сенеки человечество пронесло сквозь столетия, и я каждый раз вспоминаю их, когда встречаюсь с академиком Багратом Исменовичем Сандухадзе.

Ректор Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова академик РАН Виктор Антонович Садовничий рассказал нашему журналу о подготовке к X Московскому фестивалю науки в рамках юбилейного V Всероссийского фестиваля науки NAUKA 0+

Член правления госкорпорации «Росатом», заместитель генерального директора – директор Блока по управлению инновациями, доктор технических наук, профессор Вячеслав Александрович Першуков – о новой платформе ядерной энергетики

В современной науке немало областей, в которых приходится иметь дело с экстремальными условиями – немыслимыми давлениями, сверхвысокими и сверхнизкими температурами, радиационным воздействием. С развитием технологий разрушительная сила искусственно созданных очагов подобных воздействий нарастает, а это, в свою очередь, требует и постоянного совершенствования различных материалов, обеспечивающих защиту. Пожалуй, самый мощный удар принимают на себя стенки атомных реакторов, и не случайно материаловедение в атомной отрасли стало самостоятельной областью науки. Об особенностях этого направления и о развитии отрасли мы беседуем с заместителем генерального директора Центрального научно-исследовательского института конструкционных материалов (ЦНИИ КМ «Прометей») по научной работе, начальником научно-производственного комплекса «Материалы и вопросы безопасности энергетических установок» Георгием Павловичем Карзовым

Сверхпроводимость была открыта более века назад, однако лишь сравнительно недавно она вышла за пределы исследовательских лабораторий и начала завоевывать свое место под солнцем, постепенно проникая в различные отрасли промышленности. Особенно перспективным выглядит применение высокотемпературной сверхпроводимости, которая сулит колоссальный качественный скачок, прежде всего в энергетике. Научно-исследовательские центры по всему миру включились в эту «энергетическую гонку», где одну из лидирующих позиций по праву занимает Россия и, в частности, госкорпорация «РосАтом». Сегодня мы беседуем с ведущими специалистами «РосАтома» в области электрофизики и высокотемпературной сверхпроводимости: Валентином Пантелеймоновичем Смирновым, Леонидом Михайловичем Фишером и Виктором Ивановичем Панцырным.

Об истории и перспективах космической ядерной энергетики рассказывает директор – генеральный конструктор Научно-исследовательского и конструкторского института энерготехники им. Н.А. Доллежаля (НИКИЭТ) член-корреспондент РАН, профессор Юрий Григорьевич Драгунов

Автор Валерий Чумаков

Научный консультант генерального директора концерна «Росэнергоатом», академик РАН, в 1990-е гг. - вице-президент Российского научного центра «Курчатовский институт», профессор, лауреат Ленинской и Государственной премий Николай Николаевич Пономарев-Степной стоял у самых истоков ядерной энергетики для авиации, ракет и космоса.

Автор Валерий Чумаков

Об истории возникновения радиационной экологии и о том, какие задачи стоят перед радиоэкологами сегодня, рассказывает доктор биологических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, академик РАН, эксперт НКДАР ООН Рудольф Михайлович Алексахин.

Автор Александр Титков

Наша беседа с Радием Ивановичем Илькаевым началась в музее-квартире Ю.Б. Харитона в Сарове, а продолжилась в Москве в музее Е.П. Славского – в здании «Росатома» на Большой Ордынке. И это символично: речь шла о нынешнем состоянии ядерного оружия, той роли, которую оно играет в жизни России сегодня, а без кратких возвращений в прошлое, к людям, чьи имена отражены в названиях музеев, говорить о нем невозможно.

Испытаний в его жизни, как и у всех нас, было множество, и подчас весьма тяжких. Но в отличие от других он всегда был выдержан, спокоен, уверен в лучшем исходе - по натуре своей он оптимист. И это его качество особо заметно среди нас, предпочитающих (что греха таить!) пессимистический настрой.

Первопроходцем работ в ядерной энергетике в нашей стране всегда был и остается Курчатовский институт. О проблемах, истории и перспективах мирного атома мы беседуем с заместителем директора НИЦ Ярославом Игоревичем Штромбахом.

О первых шагах мирного атома в СССР, о нынешнем дне и о перспективах российской ядерной энергетики рассказывают советник генерального директора госкорпорации «Росатом» доктор технических наук, профессор Владимир Григорьевич Асмолов и и научный руководитель Научно-исследовательского и конструкторского института энерготехники (НИКИЭТ) доктор технических наук, профессор Евгений Олегович Адамов.

В свое время СССР добился ядерного паритета благодаря решению трех задач: созданию ядерного оружия, ракет наземного базирования и атомных подводных лодок как средства скрытной доставки ядерного оружия до территории потенциального противника. Побеседовать о развитии подводной атомной энергетики мы решили с патриархами этого направления деятельности «Росатома», участвовавшими в создании нескольких поколений реакторов АПЛ различных типов, - Георгием Ильичом Тошинским и Евгением Петровичем Клочковым.

20179

Тема динамики состояния полярных областей Земли в связи с изменениями климата стала одной из важнейших в последнее время. О том, какие «сюрпризы» преподносит нам «вечный» лед — в интервью с доктором географических наук Аллой Васильчук.

Академик Наталья Бехтерева, научный руководитель Института мозга человека РАН, кое-что знала о мозге, и использовала свои знания, чтобы управлять собственным организмом. Об этом и другом новая книга Елены Кокуриной «Наталья Бехтерева. Код жизни».

Время приема пищи и выполнения физических упражнений влияет на уровень сахара в крови