В Санкт-Петербургском государственном университете прошел Всероссийский форум научных коммуникаторов «SciComm Neva» – 2025 — ключевая площадка для обмена опытом и обсуждения подходов к популяризации науки. В форуме приняли участие представители вузов, научных институтов, технологических компаний, музеев и медиа со всей страны. Основное внимание было сосредоточено на партнерстве науки и бизнеса, методах визуальной коммуникации, разнообразных форматах научного PR, использовании нейросетей в работе научного коммуникатора и других традиционных и новаторских способах сделать науку ближе широкому кругу людей.
Пленарное заседание. Фото пресс-службы СПбГУ
Одним из спикеров форума стала пресс-секретарь Института физики полупроводников им. А.В. Ржанова СО РАН Надежда Дмитриева. Она рассказала, как даже небольшая команда может превратить локальный внутренний проект в эффективный внешний коммуникационный продукт. Основу сообщения составил кейс о фотоконкурсе, проведённом к 60-летию института и 300-летию РАН — удалось создать разнообразный медиаконтент и представить фотографии на выставках для широкой аудитории, в том числе за пределами Новосибирска, и для публикаций на сайте федерального СМИ.
«Тренд в коммуникациии (не только в научной) сегодня таков, что границы между внутренней и внешней коммуникацией размываются, и важно научиться использовать эту тенденцию себе во благо, — отметила пресс-секретарь ИФП СО РАН. — Особенно это актуально для маленьких команд, у которых ограничены ресурсы, но им приходится заниматься коммуникацией и на внутреннюю аудиторию (сотрудники вуза или НИИ), и на внешнюю. И если выстроить работу определенным образом, то даже локальное событие может предоставить контент для участия в выставках в других городах и для публикаций в федеральном СМИ».
Так конкурс научной и репортажной фотографии стал не только внутренним мероприятием института. Благодаря высокому качеству фотографий, их визуальной привлекательности, четко определенным критериям к оформлению работы были отобраны для совместных проектов телеканала «Наука» и Российского научного фонда и выставлялись на фестивале «Техноарт» (форум «Технопром»-2024), Всероссийском форуме молодых ученых «Полюс» в Архангельске.
«Когда сформировался фотобанк по итогам конкурса, я поняла, что с ним можно работать дальше: на фотографии хотелось смотреть, выяснять, что на них изображено, — они были визуально привлекательны, заинтересовывали зрителя. Кроме того, участники предоставляли подробное описание фотографии (это было заранее прописано в положении о конкурсе) и — важный момент — разрешение на использование. Это позволило быстро подавать материалы для публикации на внешних ресурсах», — рассказала Надежда.
Среди ярких примеров — интерактивный онлайн-квиз «Угадайте, что на фото» на сайте телеканала «Наука», разработанный пресс-службой РНФ. Для онлайн-игры использовались фото авторства ученых ИФП СО РАН и других российских исследователей.
Одна из фотографий, сделанная старшим научным сотрудником Института физики полупроводников кандидатом наук Владимиром Вдовиным, стала обложкой Всероссийского фото- и видеоконкурса «Снимай науку» - 2025. Кроме того, работы сотрудников ИФП СО РАН пополнили рубрику «Красота науки» в паблике Минобрнауки России.
Ключевая мысль доклада была связана с важностью формирования качественного контента на раннем этапе работы: «Контент определяет почти всё. Если изначально собрать хороший материал (а для этого надо задать критерии на старте), то потом появятся возможности для дистрибуции. Даже если проект кажется узким и локальным, стоит поискать тот самый хвостик, за который можно зацепиться и вывести проект в публичное пространство. Кроме того, можно использовать собранный контент для разработки имиджевой продукции (календарей, буклетов, разнообразного мерча), публикаций на собственных ресурсах», — пояснила Надежда.
Доклад вызвал живой интерес аудитории форума. Участники отметили прикладной характер кейса, возможность его реализации в других организациях и предложили варианты развития.
Зимний лес. Автор: Дмитрий Уткин. Фото - участник онлайн-квиза и выставок
Участие пресс-секретаря ИФП СО РАН в форуме позволило обменяться опытом с коллегами из ведущих вузов, научных институтов и профильных медиа, обсудить стратегии коммуникации и создать новые профессиональные контакты для дальнейшего сотрудничества.
«В этом году форум собрал почти 300 человек из Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Владивостока, Петрозаводска, Ростова-на-Дону, Волгограда, Новосибирска, Томска, Кемерово и многих других городов. Выстраиванию отношений между всеми участниками: от ученых и разработчиков до компаний, которые могут использовать результаты исследований на практике, — посвящена пленарная сессия, и к этой теме мы обращались на протяжении всех мероприятий форума», — отметила заместитель начальника управления маркетинга и медиакоммуникаций Санкт-Петербургского государственного университета Снежана Болгова.
Снежана подчеркнула, что из Сибирского региона на форум приехало гораздо больше представителей, чем из ближайших городов. В частности, в работе секций приняли участие научные коммуникаторы Института почвоведения и агрохимии СО РАН, Института химической биологии и фундаментальной медицины СО РАН, Института ядерной физики им. Г.И. Будкера СО РАН, Сибирского федерального научного центра агробиотехнологий РАН, ЦКП «Сибирский кольцевой источник фотонов», Красноярского и Томского научных центров.
«SciComm Neva» продолжил традицию тематических конференций для специалистов по научной коммуникации. Первые пять форумов проходили в Москве и Санкт-Петербурге, а в 2022 г. научные коммуникаторы со всей страны впервые отправились в Сибирь, в Томский государственный университет. Там Надежда Дмитриева представляла доклад и организовывала секцию «Мерч, art&science: визуальная и материальная коммуникация – опыт вузов и НИИ» на форуме «SciComm Сибирь».
Информация и фото предоставлены пресс-службой ИФП СО РАН