в музее-заповеднике «Царицыно» открылся первый сезон проекта Минобрнауки РФ «Женщины: Школа наставничества». Фото: Ольга Мерзлякова.

Женщины: школа наставничества. Фото: Ольга Мерзлякова / «Научная Россия»

 

21 апреля, в день рождения Екатерины II (по старому стилю), в музее-заповеднике «Царицыно» открылся первый сезон проекта Минобрнауки РФ «Женщины: Школа наставничества».

В течение 3-х месяцев  75 женщин-лидеров из российской бизнес-сферы, госкорпораций, общественных организаций, органов власти и других областей деятельности будут вести менторскую работу и помогать в начале карьерного пути порядка 100 студенткам вузов из разных регионов страны.

Новый проект стал продолжением Года науки и технологий, проходившего в России в 2021 г. Идейный вдохновитель женской школы наставничества — заместитель министра науки и высшего образования РФ Елена Дружинина.

Россия занимает одно из лидирующих мест в мире по количеству женщин на руководящих постах. С женским началом неразрывно связана вся история нашей страны. Выдающаяся роль женщин во всех областях жизни сегодня не вызывает сомнений: княгиня Ольга, Екатерина II, Софья Ковалевская, Екатерина Дашкова... список можно продолжать очень долго. Традиция женского наставничества — отличная возможность передать опыт от мудрых и состоявшихся к тем, кто только ищет свой путь. Первая личная встреча наставниц со студентками собрала в Екатерининском зале Царицынского дворца более 30 женщин-лидеров и целеустремленных студенток из самых разных вузов России. 

Стартовал первый сезон проекта «Женщины: Школа наставничества». Фото: Ольга Мерзлякова / «Научная Россия»

Стартовал первый сезон проекта «Женщины: Школа наставничества». Фото: Ольга Мерзлякова / «Научная Россия»

 

Это уникальная возможность получить из первых рук знания, о которых не пишут в учебниках. Наставницы поделились с девушками не только советами по лидерству, но и рассказали о том, какое место в их жизни занимает семья и как удается совмещать роль жены и матери с карьерным ростом. Такое неформальное общение пришлось по душе участницам проекта, которые наперебой задавали вопросы на самые разные темы.

Торжественное открытие проекта началось с приветственного слова заместителя министра науки и высшего образования РФ Елены Дружининой. 

Елена Дружинина на открытии проекта «Женщины: Школа наставничества». Фото: Ольга Мерзлякова / «Научная Россия»

Елена Дружинина на открытии проекта «Женщины: Школа наставничества». Фото: Ольга Мерзлякова / «Научная Россия»

 

«Я восхищаюсь молодыми девушками, которые открыто и смело изъявили желание принять участие в нашем общем проекте, зародившемся в Год науки и технологий. Сначала это была клубная форма общения, когда мы все вместе собирались, обсуждали актуальные проблемы. По-другому это еще называют групповым наставничеством. Совсем недавно нас поддержали в Совете Федерации, и мы решили, что этот проект станет масштабным федеральным проектом, и он получил название "Женщины: Школа наставничества". Теперь мы можем общаться один на один. Думаю, долгая подготовка принесет большие плоды, и каждый сможет почувствовать в себе уверенность, ответственность, четко поставить себе цели и прийти к ним. У каждого из нас много опыта, и приходит момент, когда мы готовы делиться этим опытом, делиться знаниями. Но есть такая модель наставничества, как реверсивная: мы думаем, что и от девушек, в свою очередь, тоже получим новые знания. Вы расскажете нам о новых тенденциях и технологиях, и мы сможем вместе двигаться вперед».

Участниц проекта ожидают три месяца погружения в профессиональную деятельность и работа над социальным проектом под руководством своих наставниц. Девушки получат ключевые навыки для будущей успешной карьеры, персональные рекомендации, общение с единомышленниками и поддержку.

С приветственными словами к участницам проекта также  обратилась генеральный директор Государственного музея-заповедника «Царицыно», учредитель благотворительного фонда «Искусство быть рядом» Елизавета Фокина:

«Мы находимся сегодня с вами в самом красивом зале нашего дворца: в Екатерининском зале, на фоне нашей любимой и легендарной статуи Екатерины II. Символично, что Министерство образования вышло к нам с этой инициативой, ведь для нас это все действительно не случайно, поскольку Екатерина — женщина-реформатор, женщина-просветитель. В XVIII в. не говорили о женском лидерстве, но Екатерина, безусловно, была лидером, которая создала очень многие проекты, такие как Смольный институт благородных девиц — первое в России женское учебное заведение, Российская академия для изучения наук и другие проекты».

О роли Екатерины II в развитии женского лидерства в нашей стране также рассказала первый заместитель председателя комитета Госдумы по международным делам, олимпийская чемпионка по конькобежному спорту Светлана Журова:

«Действительно, все символично, и мы все сегодня будем вспоминать Екатерину, потому что она воплощала в себе невероятно высокий уровень образования, харизмы, характера — это то, что нужно любой девушке, которая хочет добиться успеха. И это наше конкурентное преимущество перед мужчинами, потому что в нашей стране женщины не соревнуются с женщинами — они соревнуются с мужчинами, и чтобы быть успешными, нам нужно обладать этими компетенциями: образованием, пытливостью ума, умением быстро реагировать».

Светлана Журова на открытии проекта «Женщины: Школа наставничества». Фото: Ольга Мерзлякова / «Научная Россия»

Светлана Журова на открытии проекта «Женщины: Школа наставничества». Фото: Ольга Мерзлякова / «Научная Россия»

 

Елизавета Фокина на открытии проекта «Женщины: Школа наставничества». Фото: Ольга Мерзлякова / «Научная Россия»

Елизавета Фокина на открытии проекта «Женщины: Школа наставничества». Фото: Ольга Мерзлякова / «Научная Россия»

 

На встречу с наставницами в Москву приехали более 30 студенток из Санкт-Петербурга, Ивановской, Курганской, Липецкой, Московской, Ростовской, Рязанской, Тульской и Тюменской областей. 

В течение 3-х следующих месяцев участницы проекта будут делиться своими успехами в социальных сетях. Итогом совместной с менторами работы станет реализация социально значимых проектов (экологических, культурных, спортивных, просветительских и т.д.). 

Для участия в проекте поступило более 300 заявок от студенток из 48 регионов страны. При выборе участниц учитывался опыт общественной деятельности девушек, степень проработки и значимость предлагаемого социального проекта, а также личная мотивация.

Екатерининский зал, музей-заповедник «Царицыно». Фото: Ольга Мерзлякова / «Научная Россия»

Екатерининский зал, музей-заповедник «Царицыно». Фото: Ольга Мерзлякова / «Научная Россия»

 

Торжественное открытие проекта завершилось посещением экспозиции «Романовы. Воспоминания о Крыме». Выставка повествует о том, каким остался Крым в памяти Романовых. Здесь представлены экспонаты из 20 музеев и архивов Москвы, Санкт-Петербурга, Крыма и из частных коллекций. Фотографии, гравюры, мундиры и платья погрузили гостей встречи в историю полуострова. Благодаря современным технологиям участники экскурсии услышали шум моря и крики чаек, ощутили легкие пленяющие ароматы кипарисов, магнолий и роз и, конечно, прогулялись по аллеям Ливадийского парка.

Открытие проекта «Женщины: Школа наставничества».

Комментарий одной из наставниц проекта. Любовь Выборнова  — ректор Поволжского государственного университета сервиса.

Комментарий одной из наставниц проекта. Елена Макаренко — ректор Ростовского государственного экономического университета.

Участница проекта Дарья Голобородько, РГЭУ (РИНХ).

Светлана Журова рассказала о женском наставничестве во время пресс-подхода.

Елизавета Фокина рассказала о женском наставничестве во время пресс-подхода.

Елена Дружинина рассказала о женском наставничестве во время пресс-подхода.

Материал подготовлен при поддержке Министерства науки и высшего образования и Российской академии наук.