Российские исследователи нашли оптимальный способ приготовления многокомпонентных кристаллов миконазола – противогрибкового препарата, с помощью которого лечатся системные микозы. Способ повысит физико-химические свойства лекарства и поможет организму легче его усваивать. Работа выполнена сотрудниками подведомственного Минобрнауки России Института химии растворов (ИХР) им. Г.А. Крестова РАН.

Системные микозы – опасные грибковые заболевания, поражающие внутренние органы человека. Как правило, они появляются у людей с ослабленным иммунитетом. Примером таких заболеваний может служить «черная плесень», бушевавшая в Индии в период пандемии коронавируса. Традиционные формы противогрибковых соединений в виде мазей или суспензий непригодны для лечения системных микозов, поэтому для эффективной терапии применяются пероральные формы (таблетки, капсулы, сиропы и т.д.). Главное препятствие для разработки таких форм – крайне низкая растворимость в воде большинства противогрибковых препаратов.

В фармацевтике для повышения биодоступности (усвояемости) лекарств используют многокомпонентные молекулярные кристаллы (сокристаллы). Они включают в себя молекулу плохо растворимого лекарственного соединения и молекулу хорошо растворимого соединения, разрешенного для использования в изготовлении препаратов. Ученые ИХР РАН изучили, как различные методы создания новых сокристаллических форм влияют на срок хранения и скорость растворения антигрибкового вещества миконазола. Это синтетический противогрибковый препарат из группы имидазолов первого поколения, обладающий широким спектром действия. Миконазол эффективен против Mycobacterium tuberculosis и рака молочной железы. Однако он обладает крайне низкой растворимостью в воде. При пероральном приеме биодоступность миконазола у человека составляет всего 25-30%. В связи с этим препараты на его основе применяются только местно в виде крема, лосьона, спрея или свечей.

Авторы проанализировали три способа приготовления многокомпонентных кристаллов миконазола с рядом дикарбоновых кислот: метод перемола с добавлением растворителя, суспензионный метод и лиофилизацию веществ. В ходе экспериментов удалось доказать, что метод получения многокомпонентного кристалла напрямую влияет на характеристики твердого состояния химического вещества (кристалличность, пористость, размер частиц, площадь поверхности), что отражается на физико-химических свойствах и биодоступности активного фармацевтического ингредиента.

«Мы выяснили, что самый оптимальный метод получения многокомпонентных кристаллов миконазола – метод суспендирования. Он заключается в распределении твердого тела (дисперсной фазы) в виде мелких частиц (кристаллов, пленок, пластинок и т.п.) в жидкости (дисперсионной среде). Для многокомпонентных кристаллов, полученных методом суспендирования, были проведены in vivo (эксперименты на живой ткани) фармакокинетические исследования, которые показали, что миконазол из новых кристаллических форм усваивается организмом до 4,6 раза лучше, чем оригинальный препарат», – говорит кандидат химических наук, старший научный сотрудник лаборатории физической химии лекарственных соединений ИХР РАН Алексей Манин.

По словам ученых, полученные формы миконазола будут востребованы для создания новых лекарственных препаратов с улучшенными свойствами. Работы, направленные на обнаружение оптимальных методов получения многокомпонентных кристаллов лекарственных соединений различного класса, продолжаются.

Исследование поддержано грантом Российского научного фонда № 19-13-00017, его результаты опубликованы в одном из международных изданий.

Источник информации: пресс-служба Минобрнауки России