14 февраля по сложившейся традиции вспоминаем Сергея Петровича Капицу. Он родился в этот день 97 лет назад в Кембридже в семье русского физика, будущего нобелевского лауреата Петра Леонидовича Капицы и Анны Алексеевны Крыловой — дочери выдающегося кораблестроителя Алексея Николаевича Крылова.

 

 

Поспеши навстречу приключениям,

послушайся зова сейчас, пока он не умолк.

Кеннет Грэм. Ветер в ивах

 

Эпиграф взят из сказочной повести шотландского писателя Кеннета Грэма — любимой детской книги Сергея Петровича. Эта книга всю жизнь стояла у него на полке, он писал: «…Даже через много лет я иногда с удовольствием рассматриваю ее и переношусь в те времена».

 

Происхождение Сергея Петровича не оставило ему выбора — он стал ученым, инженером, изобретателем, позже — просветителем, телеведущим, общественным деятелем мирового масштаба. А еще он был прекрасным семьянином, верным другом, невероятно гостеприимным и хлебосольным хозяином дома. А еще — спортсменом-экстремалом, отчаянным путешественником и абсолютно бесстрашным человеком. Именно об этой его стороне и будем сегодня говорить. Хорошо помним молодой блеск в его глазах, появляющийся в момент принятия им нетривиального решения. Например, когда у Центрального дома ученых на Пречистенке случилось столпотворение по поводу встречи с нобелевским лауреатом Джеймсом Уотсоном, открывшим вместе с Фрэнсисом Криком структуру ДНК, и людей перестали пускать, Сергей Петрович под бурные аплодисменты присутствующих практически взломал дверь и повел всех за собой.  

Сергей Капица, Ольга Северцева в экспедиции

Сергей Капица, Ольга Северцева в экспедиции

Фото из  архива Телекомпании "Очевидное-невероятное"

Казалось, экстремальные ситуации сами его находили. В Московском авиационном институте, где учился Сергей Петрович, была летная практика. Когда инструктор первый раз поднял в воздух учебный самолет У-2, он передал управление юному студенту. Капица вспоминал: «Полетали-полетали, и, когда вернулись в аэропорт, он сказал: “Я вижу, что вы уже управляли самолетом…” Я ответил, что это в первый раз, но он не поверил: “Нет, так первый раз не летают”. Возможно, у меня очень хорошо получилось потому, что я ясно представлял себе физику полета и имел опыт управления яхтами. Позже я вполне освоился и летал в самых разных местах». Причем последний раз это произошло в Англии.

В 1950-е гг. Сергей Петрович со своим другом физиком-теоретиком Аркадием Бенедиктовичем Мигдалом увлекся подводным плаванием. А когда они посмотрели фильм Жака-Ива Кусто «В мире безмолвия», вспоминал Капица, «нам безумно захотелось плавать с аквалангом». Друзья узнали, что настоящий акваланг есть на одной киностудии в Москве. Получив его и тщательно обмерив, они попросили сделать два таких аппарата в мастерских Института атомной энергии. Испытав самодельные акваланги в Крыму, они отправились с экспедицией Института биофизики АН СССР в Японское море снимать фильм о подводной жизни. Фильм получил название «Над нами Японское море», а его создатели официально стали первыми советскими аквалангистами, получив удостоверения № 0001 и № 0002, и пионерами подводной съемки. Со вторым фильмом — «У скал Моннерона» — Сергей Петрович даже ездил во Францию в Канны на фестиваль спортивных фильмов. «Мое увлечение аквалангом продолжалось еще много лет. Я нырял в самых разных точках земного шара и несколько раз оказывался в довольно рискованных ситуациях», — вспоминал Сергей Петрович.

Из архива Телекомпании "Очевидное-невероятное"

 

В 1986 г. он пережил покушение и чудом остался жив. В перерыве между лекциями, которые Сергей Петрович читал в Физтехе, к нему подошел неизвестный и сзади дважды ударил по голове туристическим топориком. 58-летний Капица сумел молниеносно выхватить у нападавшего оружие и ударом обуха в лоб нейтрализовать его. Сергей Петрович рассказывал: «Что-то во мне тогда взорвалось — вот не знаю что.

Сергей Петрович Капица

Сергей Петрович Капица

Фото из  архива Телекомпании "Очевидное-невероятное"

Видимо, какие-то защитные инстинкты в нас запрограммированы. <…> Я вырвал у него топор и готов был ударить его по глазам, но тут меня осенило, что, может, это непедагогично: профессор – и вдруг рубает студента. Тогда я решил, что ударю его по зубам, но в эти как раз дни моя жена вставляла себе зубы и я знал, как это сложно и дорого». Окровавленный, с топором в руках, он дошел до своей кафедры, попросил вызвать скорую и милицию и сразу потерял сознание.

«Я всегда беру верх над обстоятельствами!» — говорил один из героев «Ветра в ивах». Это в полной мере относится и к самому Сергею Петровичу. В его жизни было много эпизодов, когда именно природная смелость, прекрасная реакция и физическая подготовка помогали ему с честью из них выходить. Возможно, поэтому он так любил вспоминать и рассказывать об этих случаях. Предлагаем вашему вниманию один из таких рассказов. А мы и дальше будем помнить Сергея Петровича и благодарить судьбу за возможность работать и общаться с этим необыкновенным человеком.

***

Группа молодых спелеологов,

Группа молодых спелеологов,

Фото из  архива Телекомпании "Очевидное-невероятное"

«Однажды, мне было лет сорок, я был приглашен в австралийский университет читать лекции. И там встретил группу молодых людей явно навеселе, которые предложили спуститься в пещеры. Я уже один раз спускался, в Чехословакии. Там очень красиво, туристов возят в специальных вагончиках. В общем, я согласился, тем более что из снаряжения меня попросили принести десять бутылок вина. На следующий день рано утром десять отважных австралийцев стали углубляться в землю. Я поздно понял, что ребята-то серьезные (они оказались опытными спелеологами). Мы бесконечно спускались и поднимались по веревочным лестницам, пока не дошли до расселины, так называемой шкуродерки, по которой надо было достаточно долго ползти на животе. Все благополучно пролезли, а я, как самый крупный, застрял. Ни вперед ни назад. Конечно, страшно испугался. Постоянно казалось, что горы сейчас сожмут челюсти и меня раздавит. В этих каменных объятиях я промучился два часа, в то время как двое ребят тянули меня сразу в две стороны. Наконец с ободранной кожей и синяками выбрался. В общей сложности мы провели под землей 15 часов и уже к ночи попали на свежий воздух. Как оказалось позже, мы спустились в самое глубокое место в Австралии и до нас это проделывалось лишь однажды».

Фото и видео: архив Телекомпании "Очевидное-невероятное"