«Великая Отечественная война: страницы истории" — ежедневная рубрика, посвященная памяти о людях, событиях и судьбах, вписанных в летопись самой трагической и героической главы XX в. В коротких эссе мы вспоминаем не только фронтовые подвиги, но и повседневную жизнь в тылу, голос времени, звучащий в документах, письмах и личных историях.

В 1948 г. в Москве открылась выставка «Великая Отечественная война в художественной фотографии». 88 фотографов представили 360 снимков. Успех был огромен. Более всего были поражены сами участники: «Неужели мы смогли все это снять!»

Фотограф Евгений Халдей примеряет парашют перед вылетом на съемку на торпедоносце ДБ-3 (в дальнейшем ИЛ-4Т)

Фотограф Евгений Халдей примеряет парашют перед вылетом на съемку на торпедоносце ДБ-3 (в дальнейшем ИЛ-4Т)

Дата съемки: 22 июня 1941 - 31 декабря 1941. Источник МАММ / МДФ

Объявление о начале Великой Отечественной войны. Улица 25-го Октября (Сейчас Никольская улица)

Объявление о начале Великой Отечественной войны. Улица 25-го Октября (Сейчас Никольская улица)

Евгений Халдей. Дата съемки: 22 июня 1941. Источник МАММ / МДФ

Первый военный снимок фоторепортер ТАСС Евгений Халдей сделал в Москве в первый день войны в 12 часов дня.

Утром 22 июня Халдей вернулся в Москву из Тархан, где снимал мероприятия, посвященные 100-летию со дня гибели Михаила Лермонтова. Из окна редакции он увидел людей, столпившихся под громкоговорителем: они слушали объявление о начале войны с Германией. Халдей выскочил на улицу и с первым словом Молотова щелкнул своей «лейкой». Так появилась всемирно известная фотография «Первый день».

Отправляясь на фронт, Евгений Халдей попросил в редакции выдать ему 100 м фотопленки. «Это много. Мы же выиграем войну через две недели», — ответили ему и выдали только 60 м. Этого хватило ненадолго…

Со своей «лейкой» Халдей прошел всю войну — от Мурманска до Берлина.

«Наряд уходит в разведку», «Полуостров Рыбачий», «Краснофлотцы разбирают свежие газеты и письма». Халдей фотографировал то, что мобилизовало на борьбу с врагом. Это было требование руководства. Но однажды он снимал Мурманск, от которого почти ничего не осталось — лишь пепелище и печные трубы. К нему подошла старая женщина и сказала: «Ну что же ты, сынок, снимаешь наш позор, нашу беду? Лучше фашистов скорее бейте, тогда и будешь снимать».

Халдей помнил эти слова. В конце войны он начал снимать знамена над освобожденными или взятыми городами: Новороссийском, Керчью, Севастополем, Бухарестом, Веной…

«Знамя Победы над Рейхстагом» — этот фотошедевр Евгений Халдей снял второго мая 1945 г. К этому снимку он готовился заранее. Знамя в Берлин привез из Москвы — боялся, что в нужный момент его не окажется у солдат. Оно было сшито родственником Халдея из красной скатерти, взятой «напрокат» у тассовского завхоза. Звезду, серп и молот Халдей собственноручно вы́резал из белого материала.

Знамя Победы над Рейхстагом. Бойцы 8-й гвардейской армии: Алексей Ковалев, Абдулхаким Исмаилов и Леонид Горичев водружают Знамя Победы над Рейхстагом.

Знамя Победы над Рейхстагом. Бойцы 8-й гвардейской армии: Алексей Ковалев, Абдулхаким Исмаилов и Леонид Горичев водружают Знамя Победы над Рейхстагом.

Евгений Халдей. Дата съемки: 2 мая 1945. Источник МАММ / МДФ

С флагом за пазухой Халдей пробрался в Рейхстаг. В окрестностях еще шел бой. Он нашел нескольких солдат, поднялся с ними на крышу. Купол Рейхстага горел. Евгений нашел хорошую точку и, едва удерживаясь на маленьком парапете, начал снимать. Много лет спустя вспоминал: «Конечно, было страшновато. Но когда уже спустился вниз и вновь посмотрел на крышу здания, туда, где находился несколько минут назад, и увидел свой флаг над Рейхстагом, то понял, что рисковал не зря».

Евгению Халдею принадлежат знаменитые снимки встречи Сталина, Трумэна и Черчилля, фото гитлеровских знамен, брошенных к подножию Мавзолея, Нюрнбергского процесса, и любимая маршалом Жуковым фотография — он на коне, словно летящем по Красной площади.

 

Источник фотографий: сайт "История России в фотографиях"