У лягушки, которая питается шершнями, несмотря на их смертоносные жала, была обнаружена удивительная устойчивость к яду. Это земноводное может стать модельным организмом для изучения механизмов устойчивости к яду, сообщается на сайте Университета Кобе.

Хотя одного вида жала шершня многим из нас достаточно, чтобы испытать ужас, известно, что некоторые животные, например птицы, пауки и лягушки, охотятся на взрослых шершней. Яд, впрыскиваемый их жалами, может вызывать острую боль, а также локальное повреждение тканей и системные эффекты, такие как разрушение эритроцитов и нарушение сердечной деятельности, которые могут привести к летальному исходу. Но остаётся неясным, способны ли животные, охотящиеся на шершней, переносить ядовитые укусы или шершни просто не кусают их. «Хотя исследования содержимого желудков показали, что лягушки иногда поедают шершней, ни одна работа не объясняет, как это происходит», — говорит эколог из Университета Кобе Сугиура Синдзи.

Чтобы проверить, избегают ли лягушки потенциально смертельных укусов шершней или терпят их, Сугиура поместил взрослых прудовых лягушек в лабораторные условия вместе с особями трёх видов шершней: Vespa simillimaV. analis и V. mandarinia. Каждую лягушку использовали только один раз, подбирая ей шершня по размеру. Более крупным лягушкам доставались азиатские гигантские шершни (V. mandarinia).

В журнале Ecosphere Сугиура приводит поразительные доказательства того, что взрослые лягушки активно нападали на шершней. Более того, 93%, 87% и 79% лягушек в конечном счёте съели V. simillimaV. analis и V. mandarinia соответственно, несмотря на то, что их жалили в рот или даже в глаза. «В то время как мышь такого же размера может погибнуть от одного укуса, лягушки не испытывали заметного дискомфорта даже после многократных укусов. Такой необычный уровень устойчивости к сильнодействующему яду делает это открытие уникальным и захватывающим», — говорит Сугиура.

Предыдущие исследования показали, что боль и смертоносность укусов не всегда взаимосвязаны: некоторые жалящие пчёлы, осы и муравьи наносят чрезвычайно болезненные, но не смертельные укусы, в то время как другие причиняют мало боли, несмотря на высокую смертоносность. Это может означать, что у лягушек, участвовавших в исследовании, выработалась двойная устойчивость к этим укусам, что позволило им успешно охотиться на шершней.

В связи с этим возникает важный вопрос для будущих исследований: есть ли у прудовых лягушек физиологические механизмы, такие как физические барьеры или белки, которые блокируют болевые ощущения и токсичность яда шершней, или же токсины шершней просто не эволюционировали настолько, чтобы быть эффективными против земноводных, которые редко нападают на колонии шершней. Таким образом, эти лягушки могут стать ценными модельными организмами для изучения физиологических механизмов, лежащих в основе устойчивости к яду и болевым ощущениям у позвоночных.

[Фото: Shinji Sugiura, Ecosphere 2025 (DOI 10.1002/ecs2.70457)]