«Великая Отечественная война: страницы истории" — ежедневная рубрика, посвященная памяти о людях, событиях и судьбах, вписанных в летопись самой трагической и героической главы XX в. В коротких эссе мы вспоминаем не только фронтовые подвиги, но и повседневную жизнь в тылу, голос времени, звучащий в документах, письмах и личных историях.
Партитура Седьмой симфонии Дмитрия Шостаковича была доставлена в Ленинград на самолете 2 июля 1942 г. Композитор начал писать ее в блокадном городе, но из-за болезни был эвакуирован в Свердловск. Шел девятый месяц изнурительной блокады Ленинграда.
В небе Ленинграда
«Сначала мы блокируем Ленинград и разрушаем город артиллерией и авиацией <...>. Весной мы проникнем в город… вывезем все, что осталось живое, <…> сровняем Ленинград с землей». Таковы были планы Гитлера, который обещал взять город «за три недели».
Зенитная батарея в Александровском саду
На решение этой задачи была брошена мощная группа войск «Север», насчитывающая полмиллиона солдат и четыре танковые группы с тысячей танков. В результате ожесточенных боев врагу удалось взять Ленинград в кольцо. Сталин считал положение города безнадежным.
Верховный был недоволен действиями командующего Ленинградским фронтом маршала Климента Ефремовича Ворошилова. Особенно его возмутил тот факт, что Ворошилов в маршальской форме лично повел солдат в наступление. На его место был назначен Георгий Константинович Жуков. Ему удалось остановить наступление немецких войск. Город не был сдан.
Зима 1941–1942 гг. была очень холодной — ртуть в термометрах опускалась до −40°. Ленинград подвергался непрерывным бомбардировкам и артобстрелам. Запасов топлива в городе не было. Центральное отопление не работало. Норма выдачи хлеба снизилась до 125 г в день. Тысячи людей умирали от холода и голода.
Не шумите вокруг — он дышит,
Он живой еще, он все слышит:
Как из недр его вопли: «Хлеба!»
До седьмого доходят неба...
Но безжалостна эта твердь.
И глядит из всех окон — смерть, —
писала в эти страшные дни находившаяся в Ленинграде Анна Ахматова.
Но город жил. Работали предприятия, школы, больницы, театры. Ежедневно выступала по радио поэтесса Ольга Берггольц. Зимой 1942 г. было решено начать репетиции Седьмой симфонии Шостаковича. Симфоническим оркестром руководил скрипач и дирижер Карл Элиасберг. Он еле передвигался, на репетиции его привозили на детских саночках.
Генеральная репетиция Седьмой симфонии. Дирижер Карл Элиасберг
Музыкантов искали по всему городу. Долго не могли собрать духовую группу: у людей не было сил дуть в инструменты. Некоторые падали в обморок прямо на репетиции. Репетировали каждый день по 15–20 минут: больше не было сил. Пальцы не гнулись, не было сил держать инструмент. Главным было дожить до концерта.
Девятого августа 1942 г. состоялась премьера симфонии, которую потом назовут «Ленинградской». Зал филармонии сиял электричеством. Ленинградцы оделись в оставшиеся нарядные платья, которые теперь им были велики… Благодаря артиллеристам ни один немецкий самолет в этот день не проник в воздушное пространство Ленинграда.
В финальной части симфонии, которая должна обозначать победу над фашизмом, зал встал и зааплодировал. До прорыва блокады оставалось почти полтора года. Но 9 августа 1942 г. ленинградцы стали победителями.
Источник фотографий: сайт «История России в фотографиях», сайт Победа 1941-1945