«Хаббл» дрейфует над Землей, 19 мая 2009

Источник фото:  NASA

Запуск совместного проекта NASA и Европейского космического агентства состоялся 24 апреля 1990 г. Оказавшись на орбите, первый орбитальный телескоп «Хаббл» положил начало астрономической революции. До этого главной проблемой оптической астрономии была неоднородность земной атмосферы, которая искажает свет звезд. Из-за их мерцания астрономическая видимость с Земли ограничена, поэтому космос – единственное место, где телескоп может получить четкое представление о Вселенной.

Орбитальный телескоп «Хаббл» – это огромная космическая обсерватория для исследования Вселенной в видимом, ультрафиолетовом и инфракрасном диапазонах волн. Такой широкий диапазон позволяет «Хаббл» получать четкие изображения звезд, галактик и других астрономических объектов, которые уже значительно расширили наши знания о Вселенной.

Своё название орбитальный телескоп получил в честь основоположника внегалактической астрономии Эдвина Хаббла. Он открыл закон расширения Вселенной и сформулировал закон всеобщего "разбегания" галактик, названный в его честь. Помимо закона и телескопа, имя астронома-первопроходца получили кратер на Луне, астероид, открытый в 1955 г. и постоянная Хаббла – скорость расширения Вселенной.

«Хаббл» оснащен двумя спектрографами, широкоугольной и усовершенствованной для съемок камерами, датчиками точного наведения, двумя почти 8-метровыми солнечными панелями и другим оборудованием. Орбитальный телескоп движется со скоростью 27300 км/ч на высоте около 540 км от Земли, делая при этом один оборот примерно за 95 мин.

Фото, сделанные усовершенствованной камерой «Хаббла» для съемок

Источник: NASA

Благодаря «Хаббл» удалось определить возраст Вселенной – 13,8 млрд лет, подтвердить существование планет за пределами солнечной системы, найти возможного кандидата на поиск жизненных форм – спутник Юпитера Ганимеда, на котором телескоп обнаружил огромный подземный океан под 150-километровой толщей льда.

Из новейших достижений телескопа: недавно «Хаббл» определил размер самого большого из всех когда-либо наблюдавшихся астрономами ледяного ядра кометы – 500 трлн т, что в 100 тыс раз превышает массу типичной кометы. Ранее космический аппарат обнаружил рекордно далекую от Земли наблюдаемую звезду.

«Хаббл» работает без выходных: каждые 24 часа 7 дней в неделю телескоп  исследует Вселенную. В честь 30-летия космического аппарата в 2020 г.  NASA запустил на сайте инфотейнмент – гибрид информационного и развлекательного контента – «Что увидел Хаббл в ваш день рождения?». При введении дня и месяца пользователь может получить фото, сделанное телескопом в дату его рождения. Например, согласно сайту, 24 апреля 1991 г. – через год после запуска – «Хаббл» сделал фотографию небольшого участка сверхновой звезды «Петля Лебедя». Получив изображение и краткую информацию о нем, картинкой можно поделиться с друзьями в социальных сетях.