НАСА опубликовало новый снимок телескопа «Хаббл», который запечатлел треугольную область звездообразования. Эта область необычной формы возникла в результате столкновения двух галактик.

Взаимодействующая пара галактик называется Arp 143. Она содержит искаженную, звездообразующую спиральную галактику NGC 2445 (на снимке справа), а также ее менее яркую компаньонку NGC 2444 (слева).

Астрономы предполагают, что галактики прошли насквозь, вызвав огненную бурю звездообразования уникальной формы в NGC 2445. В этой галактике активно формируются звезды, так как она богата газом – «топливом», из которого создаются звезды. Однако полностью галактике NGC 2445 еще не удалось вырваться из гравитационных тисков своего партнера. Пара играет в космическое перетягивание каната, в котором NGC 2444, похоже, побеждает. Галактика вытянула газ из NGC 2445, сформировав странный треугольник из недавно рожденных звезд.

«Моделирование показывает, что лобовые столкновения между двумя галактиками – это один из способов создания колец из новых звезд, – отмечает астроном Джулианна Далкантон (Julianne Dalcanton) из Центра вычислительной астрофизики Института Флэтайрона и Вашингтонского университета (США). – Поэтому кольца звездообразования не редкость. А треугольник звездообразования – это необычно в данной системе. Одна из причин такой формы – то, что эти галактики все еще находятся так близко друг к другу, а NGC 2444 все еще держится за другую галактику гравитационно. У NGC 2444 также может быть невидимый горячий газовый ореол, который может помочь оттянуть газ NGC 2445 от ядра. Так что они еще не полностью свободны друг от друга, и их необычное взаимодействие искажает кольцо в этот треугольник».

По оценкам исследователей, ближе к центру NGC 2445 формируются звезды возрастом не старше одного-двух миллионов лет. А на «окраине» находятся звезды, которые родились примерно 50–100 миллионов лет назад. Большинство блестящих голубых сгустков представляют собой группы звезд, а розовые сгустки – это гигантские молодые звездные скопления, все еще окутанные пылью и газом.

Хотя большая часть действий происходит в NGC 2445, это не означает, что другой участник пары остался невредим. Гравитационная борьба растянула NGC 2444 в странную форму. В этой галактике только старые звезды, новые не рождаются, потому что NGC 2444 давно исчерпала свой газ, задолго до этого галактического столкновения.

[Фото: NASA, ESA, STSCI, JULIANNE DALCANTON (CENTER FOR COMPUTATIONAL ASTROPHYSICS / FLATIRON INST. AND UNIVERSITY OF WASHINGTON); IMAGE PROCESSING: JOSEPH DEPASQUALE (STSCI)]