Звезда, получившая название AG Carinae, ведет борьбу между гравитацией и радиацией, чтобы избежать самоуничтожения. Расширяющийся «кокон» из газа и пыли, окружающие звезду, достигает около пяти световых лет в ширину, что равно расстоянию от нас до ближайшей к Солнцу звезды – Проксимы Центавра, сообщает пресс-служба NASA.

Огромная структура была создана в результате одного или нескольких гигантских извержений около 10 000 лет назад. Внешние слои звезды были унесены в космос. Выброшенный материал примерно в 10 раз превышает массу нашего Солнца.

Эти вспышки – типичная жизнь редкого типа звезд, светящихся синих переменных (LBV). LBV-звезды являются одними из самых массивных и ярких известных звезд. Они живут всего несколько миллионов лет. Для сравнения: наше Солнце существует примерно 10 миллиардов лет. Возраст AG Carinae составляет несколько миллионов лет. По оценкам ученых, она в 70 раз массивнее нашего Солнца и находится на расстоянии 20 000 световых лет от нас в нашей галактике Млечный Путь.

Светящиеся синие переменные – «двуликие личности»: они, кажется, проводят годы в спокойном блаженстве, а затем вспыхивают внезапной вспышкой. Крупные вспышки, подобные той, что породила туманность, случаются один или два раза в течение жизни светящейся синей переменной. LBV-звезда отбрасывает материал только тогда, когда ей угрожает самоуничтожение в виде сверхновой. Из-за своей массивной формы и сверхвысоких температур звезды, такие как AG Carinae, постоянно борются за сохранение стабильности.

Это – соревнование по армрестлингу между давлением излучения изнутри звезды, выталкивающим наружу, и силой тяжести, направленной внутрь. Это космическое столкновение приводит к расширению и сжатию звезды. Внешнее давление иногда побеждает в битве, и звезда расширяется до таких огромных размеров, что сдувает свои внешние слои, как извержение вулкана. Но эта вспышка случается только тогда, когда звезда находится на грани распада. После того, как звезда выбрасывает материал, она сжимается до своего нормального размера, снова успокаивается и на некоторое время становится неподвижной.

Как и многие другие светящиеся синие переменные, AG Carinae остается нестабильной. Она испытала меньшие вспышки, которые не были такими мощными, как та, которая создала нынешнюю туманность.

Хотя AG Carinae сейчас находится в состоянии покоя, как сверхгорячая звезда, она продолжает излучать палящее излучение и мощный звездный ветер (потоки заряженных частиц). Этот поток продолжает формировать древнюю туманность, образуя сложные структуры, когда истекающий газ врезается в более медленно движущуюся внешнюю туманность. Ветер движется со скоростью до одного миллиона км/ч, что примерно в 10 раз быстрее, чем скорость расширяющейся туманности. Со временем горячий ветер нагоняет более холодный изгнанный материал, врезается в него и отталкивает все дальше от звезды.

Материал, отмеченный красным цветом на фото, представляет собой светящийся газообразный водород с примесью газообразного азота. Расплывчатый красный материал в верхнем левом углу указывает на то место, где ветер прорвался сквозь тонкую область материала и унес его в космос.

Наиболее заметными особенностями в туманности, выделенными синим цветом, являются нитевидные структуры в форме головастиков и однобоких пузырей. Эти структуры представляют собой сгустки пыли, освещенные отраженным светом звезды. Детали в форме головастиков, наиболее заметные слева и внизу, представляют собой более плотные сгустки пыли, образованные звездным ветром.

Изображение было сделано в видимом и ультрафиолетовом свете. Ультрафиолетовый свет дает немного более четкое изображение нитевидных пылевых структур, которые простираются вниз к звезде. «Хаббл» идеально подходит для наблюдений в ультрафиолетовом свете, потому что этот диапазон длин волн можно наблюдать только из космоса.

[Фото: NASA, ESA, STSCI]