14 октября на круглом столе, организованном Российской академией наук и Международным пресс-центром МИА "Россия Сегодня", российские ученые обсудили проблему климатических изменений. Заместитель директора Института вычислительной математики им. Г.И. Марчука РАН, профессор РАН Андрей Сергеевич Грицун отметил, что математические модели включают в себя множество частей климатической системы. А проводить вычисления позволяют современные суперкомпьютеры.

"Когда мы говорим о климатических изменениях, важно не путать климат и погоду. Погода - это набор метеопараметров в каждой точке планеты. А климат - это набор допустимых и возможных состояний, то есть некая средняя "погода" за большой промежуток времени. При этом под действием вулканической активности, антропогенного воздействия и других наши "возможные погоды" меняются. Чтобы учесть данные изменения, используется численное моделирование - совокупность множества уравнений, каждое из которых решается на суперкомпьютерах"

При этом докладчик отметил, что в развитии направления, связанного с климатическими моделями, Россия отстала на 10 лет. Поэтому ученые буквально догоняют зарубежных коллег, формируя национальные модели климатических изменений. "Тем не менее, мы пока не можем решить основную проблему. Модели неплохо предсказывают современный климат. Но если мы рассматриваем климат будущего, показатели начинают сильно отличаться. Наблюдается большой разброс оценок чувствительности земной системы к увеличению концентрации СО2. Можем ли мы доверять этим моделям - большой вопрос", - говорит Грицун.

Профессор РАН подчеркнул, что ученые-климатологи нуждаются в современных суперкомпьютерах, адекватном финансировании. "Ничего из этого в России в достаточном количестве нет".

Слайд из презентации А.С. Грицуна

Предоставлено спикером

Подробнее в презентации А.С. Грицуна.