Очередной балансовый год для ледников Кавказа подходит к концу. Наступает осень, и их таяние постепенно уменьшается. Впереди зима и возможность восстановить утраченные за лето запасы снега и льда. Но согласно предварительным результатам наблюдений гляциологов Института географии РАН на леднике Гарабаши (юго-восточный склон Эльбруса), баланс массы 2020 года в очередной раз будет отрицательным. Это означает, что сокращение ледников продолжается, и наши надежды на изменение ситуации в лучшую сторону пока еще преждевременны.

Однако на Кавказе есть ледник, который в условиях современного климата увеличивает свои размеры. К сожалению, на фоне сокращения других ледников этот процесс вызывает не оптимизм, а наоборот – тревожное ожидание. Речь идет о леднике Колка, с которым связаны воспоминания о Кармадонской катастрофе 2002 года, унесшей более ста двадцати человеческих жизней и вызвавшей значительные разрушения в долине реки Геналдон. На днях гляциологи Института географии РАН вернулись из экспедиции, выполнив очередные наблюдения.

«События в Кармадонской долине, произошедшие в сентябре 2002 года, привлекли к себе внимание грандиозным масштабом ледниковой подвижки и ее катастрофическими последствиями, – говорит руководитель экспедиции, гляциолог Института географии РАН Геннадий Носенко. – В тот момент остро обсуждались причины и механизм неожиданной пульсации ледника Колка. На эту тему было написано много статей, в которых предпринимались попытки найти объяснение произошедшей катастрофы, но уже тогда не менее важным был вопрос о возможности ее повторения. Способен ли возродиться ледник в современных климатических условиях, когда на протяжении последних двух десятилетий ежегодно баланс массы ледников Кавказа имеет отрицательное значение, площади ледников сокращаются, а их языки отступают с возрастающей скоростью? – продолжает Геннадий Носенко. – В данном случае мы получили уникальную возможность наблюдать за экспериментом, поставленным самой природой с целью понять и оценить условия, необходимые для восстановления ледника».

Колка – небольшой карово-долинный ледник на северном склоне массива Казбек-Джимарай-Хох в верховьях р. Геналдон с пребладанием лавинно-обвального питания. Он известен своими подвижками, которые происходили неоднократно – в 1834, 1902, 1969 и 2002 гг. Такому режиму способствует строение ледника, который расположен в глубоком цирке, питается лавинами и обвалами с крутого правого склона. Поверхность ледника покрыта мощным слоем обломочного материала, который предохраняет его от интенсивного таяния, а незначительный уклон ложа и сужение на выходе из кара препятствуют плавному перемещению льда вниз по долине. Эти обстоятельства способствуют постепенному накоплению избыточных масс льда и при достижении критической величины приводят к резкой разгрузке, сопровождающейся быстрым продвижением языка ледника вниз по долине со скоростью, на порядок превышающей прежнюю.

«Практически сразу после подвижки в опустевшем цирке ледника Колка начался процесс формирования нового ледникового тела, – говорит Геннадий Носенко. – В первые годы заполнение пустого днища происходило за счет сползания масс льда крутых боковых притоков, лишившихся опоры после ухода ледника. Одновременно продолжалось питание за счет лавин и обвалов фирна и льда с гребня плато Джимарай-Хох, объем которых в 5.3 раза превышает долю твердых осадков, выпадающих непосредственно на поверхность ледника. С увеличением площади склонов, освободившихся ото льда, усилилась интенсивность их денудации, поэтому образование нового ледника сопровождается насыщением его поверхности обломочным материалом». Процесс формирования ледника идет неравномерно. Судя по межгодовой динамике площади возрождающегося ледника, можно предположить, что в настоящее время он близок к состоянию балансового равновесия. «Потоки льда в тыловой зоне цирка сомкнулись, образовав на ложе единый ледяной массив сложной конфигурации с неровной бугристой поверхностью, – поясняет Геннадий Носенко. – Скорость приращения общей площади всего нового ледника в последние годы снизилась в несколько раз по сравнению с периодом его активного развития в 2006-2014 гг. В настоящий момент фронт его практически стабилизировался».

Главными факторами формирования баланса массы нового ледника, как и прежде, являются лавинное питание, усиленная абляция льда и нестационарный процесс бронирования поверхности ледника обломочным материалом. Для возможности прогнозирования дальнейшего развития ледника и повторения катастрофы необходимо продолжение мониторинга происходящих изменений с помощью наземных и дистанционных методов.

Автор фотографий: Геннадий Носенко, Институт географии РАН