0 комментариев 1323

Первый атлас империи

13 сентября 1745 г. был напечатал первый официальный Атлас Российской империи

Многие помнят уроки географии, когда под внимательным присмотром учителя мы с интересом или ужасом отыскивали на карте России у доски Уральские горы, устье реки Лена и места добычи полезных ископаемых, а одноклассники наблюдали за этим действием со стороны с надеждой не быть следующими. Комплект из контурной карты и атласа – необходимые предметы на школьных уроках для каждого ученика, а в повседневной жизни почти каждый из нас, так или иначе, заглядывает в цифровые карты или пользуется GPS-навигатором. Подумать только, раньше карты не обладали такой полнотой, но даже сейчас, если мы обратимся к первому российскому атласу, многие места покажутся нам узнаваемыми.

Чтобы «сочинить» первые карты исследователи прилагали немалые усилия. Для этого они изучали сушу, моря и на основании астрономических координат широты (инструментально) и долготы (на основании счисления по расстоянию и разности широт точек) создавали на белом листе зарисовки географических и экономических объектов. У картографов не было возможности узнавать информацию по данным космических спутников. Компас, телескоп, секстант, квадрант – предметы, которые значительно помогали в создании карт.

13 сентября 1745 г. Российская академия наук выпустила Атлас Российской империи, который признали первым официальным атласом государства. Первый официальный подробный атлас состоял из девятнадцати карт губерний Российской империи и одной генеральной карты страны. Он был составлен на основе атласов И.К. Кириллова, одного из основоположников отечественной географической науки, родоначальника российской экономической географии, а также работ и других выдающихся учёных.

Атлас был выполнен в кожаном переплете с золотым тиснением, а карты внутри него вручную раскрашены акварелью. Пояснительный текст и рисунки сопровождали картографический материал. Помимо этого, там впервые была использована  таблица условных знаков. Первый российский атлас дал широким слоям общества представление о государстве в целом и каждой его губернии.

Подготовлено на основе материалов из открытых источников