Фото: Евгений Антонов, Институт географии РАН.

Фото: Евгений Антонов, Институт географии РАН.

Опустынивание – важнейшая угроза биоразнообразию на Земле. По данным ЮНЕП (Программы ООН по окружающей среде), четверть нашей суши находится под угрозой опустынивания. Всего в мире подвержено опустыниванию  более 2 млрд. гаЕжегодно эта цифра увеличивается на 12 млн га. В результате снижения продуктивности пахотных земель и пастбищ возникает угроза существования свыше 1 млрд. человек более чем в 100 странах мира.

Чем природное опустынивание отличается от антропогенного? Как удалось спасти Республику Калмыкия от превращения в тотальную пустыню? Что можно сделать сегодня, чтобы остановить губительный процесс деградации почвы? Об этом и многом другом "Научной России" рассказал Константин Николаевич КУЛИК – академик РАН, заслуженный деятель науки РФ и Республики Калмыкия, главный научный сотрудник ФНЦ агроэкологии РАН (г. Волгоград).

Константин Николаевич Кулик — разработчик теоретических основ ландшафтной агролесомелиорации, агролесомелиоративного картографирования, аэрокосмических методов исследований в агролесомелиорации и защитном лесоразведении. Автор (соавтор) более 330 научных трудов, в том числе 30 монографий.

Константин Николаевич Кулик — разработчик теоретических основ ландшафтной агролесомелиорации, агролесомелиоративного картографирования, аэрокосмических методов исследований в агролесомелиорации и защитном лесоразведении. Автор (соавтор) более 430 научных трудов, в том числе 30 монографий.

Что такое опустынивание?

— Согласно официальному определению ЮНЕП, опустынивание — это деградация земель в засушливых, полузасушливых и сухих субгумидных районах земли в результате действия природных и, конечно, антропогенных факторов. А их совместное проявление в разы усугубляет процессы опустынивания. Деградация земель может быть очень сильной, сильной, средней или умеренной, слабой. Именно сильную и очень сильную деградацию земель принято называть опустыниванием.

Территории подверженные этой стадии, как правило, относят к зонам экологического бедствия. Особенно губительно опустынивание в аридных районах со свойственными им хрупкими, легко разрушающимися экосистемами. Уничтожение растительности из-за чрезмерного выпаса скота, вырубки деревьев и кустарников, распашка земель, малопригодных для  земледелия, и другие виды хозяйственной  деятельности, нарушающей хрупкое равновесие в природе, многократно усиливают  действие ветровой и водной эрозии, иссушение  верхних слоёв почвы. Резко нарушается водный баланс, снижается уровень грунтовых вод, колодцы пересыхают. Разрушается структура почв, усиливается  их насыщение минеральными солями. Снижается биопродуктивность экосистем.

Поэтому опустынивание представляет собой крупную экономическую, социальную и экологическую проблему для многих стран на всех континентах земли. За последние десятилетия процессы опустынивания усилились в связи с резкой интенсификацией природопользования и изменениями климата как в глобальном, так и в региональном масштабах. Причем это характерно не только для России, но и для всего мира: это и африканские страны, и страны Юго-Восточной Азии и др. В Европе, особенно южной, этот процесс тоже наблюдается.

В России 28 регионов подвержены процессам опустынивания. Это юг России, Западная Сибирь, Южный Урал, Алтайский край, Забайкалье и др. У нас, кстати в советское время, бытовала такая позиция, что в Советском Союзе нет опустынивания, его просто не существует, и эту проблему постоянно обходили стороной. И только начиная с 1977 года, после конференции ООН по борьбе с опустыниванием, заговорили о том, что в СССР, в частности в Средней Азии, эти процессы налицо.  В 1994 г. ООН была принята Конвенция по борьбе с опустыниванием, и в 1997 г., после подписания 50 странами, она вступила в силу. Россия присоединилась к этой конвенции в 2003 году.

— Опустыниванию в большей степени подвержены степные территории?

— Наиболее подверженные опустыниванию регионы расположены в аридной, субаридной, сухой субгумидной и отчасти в гумидной зонах России. Другими словами, это лесостепь, степь, полупустыня — основной зерновой пояс страны. В административном отношении это Астраханская, Волгоградская, Ростовская области, а также Калмыкия, Дагестан, Ставропольский край, Кубань (отчасти), Саратов, Оренбург и др. По данным ВНИАЛМИ, только за счет негативного воздействия комплекса природно-антропогенных факторов Россия ежегодно недобирает до 47,3 млн т продукции растениеводства в зерновом эквиваленте.

Кстати, опустынивание есть не только на юге, но даже в тундре, где экосистемы деградируют до полного прекращения биопродуктивности из-за техногенеза и появления песчаных барханов в пойме реки Лены, на Ямале, севере западной Сибири, Кольском полуострове и др. То есть этот процесс не знает природных ограничений.

В результате антропогенного воздействия, особенно на такие хрупкие территории, которые болезненно реагируют на внешнее вмешательство, в этих местах однозначно будут проявляться процессы опустынивания. Одной из важнейших причин опустынивания и деградации агросферы является уменьшение площади лесов. Так, лесистость черноземной полосы России за 150 лет уменьшилась с 38-40 до 6-15%, а водосборных бассейнов крупных рек с 30-40 до 10-30%. Существенно ухудшился  генофонд  многих древесных  и  кустарниковых  пород. Сокращение лесов на фоне усиления индустриально-промышленного и транспортного загрязнения (эмиссия вредных веществ только от стационарных источников достигает 32 млн т/год) привело к деформированию структуры тепло- и влагообмена, нарушению радиационного баланса агроландшафтов, ослаблению их регуляторно-восстановительного потенциала. По этой причине поступающая солнечная энергия в значительной части стала расходоваться не на синтез органического вещества, а на перегрев и обезвоживание территории, то есть на формирование более частых и интенсивных засух и суховеев. В Поволжье и ЦЧО почти каждый второй – третий год стали засушливыми, увеличилась опасность возникновения пыльных бурь. Климатологи прогнозируют дальнейшее осложнение агроэкологических условий в связи с перспективой глобального потепления климата, увеличения в атмосфере концентрации СО2 и других парниковых газов.

Какие именно процессы опустынивания мы можем увидеть в наиболее уязвимых регионах России?

— В первую очередь — водная эрозия: развитие оврагов, плоскостной смыв, смыв сельскохозяйственных угодий. Второй по значимости процесс – это дефляция (или ветровая эрозия): выдувание с полей верхнего слоя почвы, которая может далеко переноситься ветровыми потоками. Третий вид – это вторичное засоление, заболачивание территорий из-за неумеренного и неправильного орошения.

В последнее столетие резкое усиление антропогенного воздействия на биосферу привело к потеплению, аридизации климата и опустыниванию территорий, деградации и разрушению почв, нарушению многообразия функциональных связей в природе, способности экосистем агросферы к саморегуляции и естественному восстановлению. 

Негативная агроэкологическая обстановка усугубляется высокой степенью распаханности и малой лесистостью сельскохозяйственных земель. 

В России прогрессирующими темпами идет деградация земельных ресурсов.

В основных земледельческих районах страны, где распаханность сельхозугодий давно превышает допустимые пределы и достигает 60-90%, они таковы, что уже в ближайшие десятилетия возможен кризис экологии и экономики аграрного сектора такого масштаба, на устранение последствий которого потребуются затраты и напряжение производительных сил, сопоставимых с затратами на устранение последствий крупных катастроф или локальных войн. Так, в настоящее время 65% пашни, 28% сенокосов и 50% площади пастбищ подвержены разрушающему, порой совместному, воздействию эрозии, дефляции, периодических засух и суховеев.

— А как долго восстанавливается почва? Правда ли, что для того, чтобы восстановить слой почвы (который подвергся влиянию эрозии) толщиной, скажем, 2-2,5 см., понадобится около 500 лет?

— Да, всё верно, и даже более того. Наши уникальные черноземы формировались тысячелетиями, а мы разрушили их за какой-то короткий исторический период 150-200 лет. Естественно, что даже за 500 и за 1000 лет почва в том виде, в котором она сформировалась изначально, уже не вернется. При интенсивной эксплуатации земельных ресурсов мы должны обязательно думать о том, что мы оставим будущим поколениям. Либо мы оставим Сахару у нас на юге России, либо мы должны взяться за ум и заниматься восстановлением почвенного плодородия за счет, применения современных и ресурсосберегающих адаптивных агротехнологий.

Название изображения

— А ведь Сахара тоже когда-то была цветущим зеленым краем?

— Да. В голоцене, примерно 10 тысяч лет назад, там была саванна. Но процесс опустынивания в Сахаре был связан не с антропогенным влиянием, а с общими глобальными изменениями климата: изменилось течение Гольфстрима, соответственно изменилась глобальная и региональная циркуляция воздушных масс, произошло сокращение осадков и т.д.

— Есть ли примеры антропогенной пустыни?

— Конечно. Самый яркий пример — это Республика Калмыкия, где опустынивание произошло при непосредственном участии человека. Это период начиная с 1950-х годов и заканчивая началом 1990-х, это была единственная в Европе антропогенная пустыня! А виной всему — сильнейший перевыпас скота, сильнейшая распашка земель в эпоху поднятия целины. В конце 1950-х-начале 60-х годов все распаханные земли улетели в воздух и осели где-то во Франции, в Атлантическом океане. Вот какие процессы были дефляции в то время! В результате образовалось около одного миллиона гектаров открытых песков. Это было настоящее бедствие и катастрофа: засыпались поселки, фермы, гиблая скотина. Общественность, ученые начали бить тревогу.  Тогда был принят советскими властями Генеральный план по борьбе с опустыниванием Черных земель, Кизлярских пастбищ, были предложены срочные организационно-мелиоративные меры, которые позволили предотвратить дальнейшее превращение этой территории в пустыню. Два основных мероприятия, которые позволили стабилизировать ситуацию, — это вывод скота с этих площадей, то есть сокращение нагрузки до допустимой, и фитомелиорация – закрепление подвижных песков деревьями, кустарниками, травами и т.д. Благодаря этим мерам удалось предотвратить опасное лавинообразное опустынивание.

Из презентации К.Н.Кулика

— А как борются с процессами опустынивания в наши дни?

— Основной, наиболее экологичный и экономичный метод – лесо- и фитомелиорация. Именно во ВНИАЛМИ была разработана уникальная технология закрепления открытых песков посадкой и посевом фитомелиорантов (джузгуна, терескена, овса песчаного, кумарчика и др.)

Хочется несколько слов сказать о защитном лесоразведении. Сейчас современному человеку трудно представить себе на юге России поля без окантовки лесных полос, а ведь буквально 70-80 лет назад этого не было. Данные науки и многолетняя практика земледелия и животноводства в лесостепных, степных и полупустынных районах убеждают в возможности эффективно противодействовать многим начавшимся негативным явлениям комплексом биолого-мелиоративных мероприятий, организующей основой которого служит создание систем взаимодействующих защитных лесонасаждений.

Степная зона – это наш основной зерновой пояс, в котором производится около 80% зерна Российской Федерации. Поэтому необходимо эту землю так эксплуатировать, чтобы она не только сейчас приносила максимальный урожай, но и осталась будущим поколениям. Исходя из этого, защитное лесоразведение — это важный элемент государственной стратегии сохранения окружающей среды, рационального использования и приумножения природно-ресурсного потенциала страны, решения проблем ее экологической и продовольственной безопасности.

— Константин Николаевич, много ли в России молодых специалистов, интересующихся вопросами сохранения почвы, защитного лесоразведения? 

— Специалисты есть, но не много. Корифеи в этой области, видные ученые и мои учителя уже уходят, к сожалению. Наш возрастной предел тоже подходит, понятно, что мы не вечные. В России к сожалению образовался возрастной провал между состоявшимися учеными и начинающими специалистами, и составляет он примерно 20-25 лет. В наш центр молодежь пришла благодаря руководству и активной поддержке Минобрнауки. Организованы две молодежные лаборатории. Но вы сами понимаете, что молодого человека надо выучить, а это очень длительный процесс. Вопрос в том, кто  и как будет их обучать? Скоро мы уйдем, а учить их, возможно, будет некому. Поэтому я всегда говорю, что тут нужна поддержка научных школ. То есть поддерживать надо и то поколение, которое сейчас уходит, и молодежь, которая должна учиться у нас и наших коллег. Тогда и будет возможность продолжать эти большие и самые ответственные работы по сохранению нашей уникальной российской природы, получая при это хорошие урожаи и доходы от сельского хозяйства. 

Беседовала Янина Хужина. Все информационные слайды предоставлены К.Н.Куликом. Фотографии в материале: Евгений Антонов (Институт географии РАН), http://ecosystemsdynamic.ru, http://www.ras.ru

ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:

● "Глобальный климат и почвенный покров России. Опустынивание и деградация земель, институциональные, инфраструктурные, технологические меры адаптации (сельское и лесное хозяйство)". Национальный доклад, Москва, МБА, 2019 г. Под ред. Р.С.Эдельгериева

● "Опустынивание и комплексная мелиорация агроландшафтов засушливой зоны". К.Н.Кулик, Э.Б.Габуншина, И.П.Кружилин, Г.С.Куст и др., 2007 г.

● "Агролесомелиоративное картографирование и фитоэкологическая оценка аридных ландшафтов", К.Н.Кулик, Волгоград, 2004 г.

● "Стратегия развития защитного лесоразведения в РФ на период до 2025 года", документ К.Н.Кулика и др., Волгоград, 2018.

Конвенция ООН по борьбе с опустыниванием 

Презентация К.Н.Кулика "К 70-летию постановления "О плане полезащитных лесонасаждений..." 

Презентация К.Н.Кулика "История и современность Генеральной схемы по борьбе с опустыниванием черных земель и кизлярских пастбищ"