Контроль — одна из центральных характеристик, изучавшихся еще с самых первых работ на тему родительства. Результаты современных исследований показывают, что родительский контроль негативно сказывается на благополучии и академических достижениях детей. В новой работе ученые факультета психологии МГУ с коллегами после изучения выборки в несколько сотен студентов пришли к выводу, что чрезмерное контролирующее поведение родителей по отношению к детям связано с их последующей низкой мотивацией в студенчестве.
Результаты опубликованы в журнале «Вестник Московского университета. Серия 14. Психология».
«Важно отличать контроль как обеспечение структуры, то есть заранее установленными правилами поведения для регуляции деятельности, и психологический контроль, в рамках которого родитель с помощью давящих и манипулирующих тактик добивается желаемого поведения, вызывая чувство вины, угрожая ребенку наказаниями. Именно такой контроль оказывается вреден для академических результатов», — рассказала профессор кафедры психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ Тамара Гордеева.
«В нашем исследовании на выборке из 281 студента показано, что те, кто воспринимал своих родителей как более контролирующих их в детстве, имеют более низкий средний балл и высокий уровень внешней мотивации и амотивации по сравнению с теми, кто оценил своих родителей как менее контролирующих. Тем самым такие студенты не испытывают интереса к учебе, что в свою очередь сказывается на более низком среднем балле», — пояснила Дарина Нечаева, младший научный сотрудник кафедры психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ, научный сотрудник лаборатории психологии детства и цифровой социализации Федерального научного центра психологических и междисциплинарных исследований.
«Проведенное исследование показывает значимость используемых родительских стратегий не только в раннем возрасте, но и в юности. Вызывание чувства вины, угрозы наказанием и поощрение результативности (быть во всем только первым и лучшим) родителями могут привести к снижению учебной мотивации в студенчестве», — сообщил Олег Сычев, старший научный сотрудник научно-исследовательского отдела Алтайского государственного педагогического университета (Бийского филиала).
Аналогичные результаты были получены научным коллективом на более широкой выборке студентов и выборке старших школьников.
Информация предоставлена пресс-службой МГУ
Источник фото: ru.123rf.com