Нобелевской премии по химии за 2025 г. были удостоены Сусуму Китагава, Ричард Робсон и Омар М. Яги «за разработку металлоорганических каркасов». О значении достижения и разработках отечественных ученых в этой области «Научной России» рассказал старший научный сотрудник лаборатории химии координационных полиядерных соединений Института общей и неорганической химии им. Н.С. Курнакова РАН, кандидат химических наук Дмитрий Сергеевич Ямбулатов.
«Металлоорганические каркасы (МОК) — полимеры, содержащие ионы металлов, связанные органическими молекулами (лигандами). Важно, что это не просто полимеры, а трехмерные структуры с полостями, размер которых и функциональность можно очень тонко настраивать, — объяснил Д.С. Ямбулатов. — Теоретически, использовать такие соединения можно почти в каждой сфере: например, для разделения очень похожих жидкостей, таких как бензол и циклогексан. Этому направлению посвящены исследования академика Владимира Петровича Федина и его научной группы (Институт неорганической химии им. А.В. Николаева СО РАН). А если в качестве лигандов использовать редокс-активные молекулы (т.е. молекулы, способные изменять свою степень окисления в структуре комплексного соединения — Примеч. корр.), то можно получать материалы с переключаемыми свойствами. Это одна из тем работ директора Института металлоорганической химии им. Г.А. Разуваева РАН академика Игоря Леонидовича Федюшкина».
Д.С. Ямбулатов подчеркнул, что в нашей стране синтезом МОК и исследованием их свойств занимается множество научных групп.
«Изначально работы, связанные с металлорганическими каркасами, были посвящены адсорбции и разделению газов, но сегодня МОК — это поистине огромное направление в современной химии», — заключил Д.С. Ямбулатов.