Сегодня, 22 марта, отмечают День Балтийского моря. Холодное и серое... с первого взгляда Балтийское море кажется неприветливым, но если присмотреться внимательнее, то мы увидим, что оно полно сокровищ. Каких именно?.

Балтийское море.Автор фото: Янина Хужина / «Научная Россия»

Балтийское море.
Автор фото: Янина Хужина / «Научная Россия»

Вспомним янтарь — визитную карточку Балтийского побережья и один из минералов, известных человеку еще с глубокой древности. У берега моря, особенно после шторма часто можно увидеть местных жителей, скрупулезно изучающих песок. Кто с помощью палки, а кто и голыми руками ищет окаменевшую ископаемую смолу, вынесенную на землю холодными водами. Если прийти на берег с утра пораньше, то поиски, как правило, заканчиваются успешно, но к обеду в людных местах заветных камешков уже не остается.

Идею о том, что янтарь — это окаменевшая смола деревьев, впервые высказал римский писатель Плиний Старший. В Древней Руси камень янтарь тоже был хорошо известен. Его называли «алатырь-камень» (название, вероятно, восходит к древнему наименованию Балтийского моря — «Алатырское море») и наделяли магическими свойствами. Янтарь был священным камнем у многих древних народов. Сегодня он повсеместно используется в бижутерии и ювелирных изделиях, а также представляет большой интерес для науки. Научную ценность имеют не все янтарные камни, а только так называемые инклюзы — застывшие в ископаемой смоле частицы флоры и фауны, то есть янтарь с фрагментами растений и животных внутри. Эти редкие камни позволяют ученым не просто увидеть доисторических жуков и пауков, но и воссоздать жизнь на Земле за миллионы лет до нашей эры.

Фрагмент миниатюрного динозавра, обнаруженного в янтаре в 2020 г.Фото: Lida Xing. Опубликовано в журнале Nature.

Фрагмент миниатюрного динозавра, обнаруженного в янтаре в 2020 г.
Фото: Lida Xing. Опубликовано в журнале Nature.

В прошлом году, например, в янтаре были найдены останки самого маленького динозавра. Палеонтологи обнаружили в бирманском янтаре (Респ. Мьянма) череп длиной всего два сантиметра, принадлежавший «птицеообразному» динозавру неизвестного ранее вида, который, вероятно, был самым маленьким представителем своего рода. Возраст находки — почти 100 миллионов лет, пишет Nature. В этом же журнале была опубликована научная статья, которая рассказывает о находке.

А в 2016 году ученые из США и Германии нашли в янтаре из Мьянмы прекрасно сохранившиеся остатки древних ящериц возрастом 99 млн лет. Это самые древние окаменелости ящериц из известных сегодня науке. Благодаря этим находкам ученые надеются больше узнать о биоразнообразии ящериц в древних тропических лесах, сообщает пресс-служба Университета Флориды. Научные результаты опубликованы в журнале Science Advances.

Среди наиболее интересных янтарных находок:  аммонит (подкласс головоногих моллюсков, вымерших около 65 млн. лет назад), доисторический кузнечик, древний паука-химера, остатки хищных растений, разных жуков и многие другие инклюзы. Растения в янтаре попадаются гораздо реже, чем представители фауны. В целом, благодаря инклюзам ученые смогли открыть более 3000 видов насекомых и сотни видов растений.

Янтарь, найденный автором  статьи на берегу Балтийского моря. Калининградская обл., г.Пионерский. 2019 г.

Уникальные сведения о прошлом нашей планеты спрятаны не только в янтарных камешках Балтийского моря, но и на его дне. В прошлом году российские ученые из Института океанологии имени П.П. Ширшова РАН в ходе морской экспедиции на научно-исследовательском судне «Академик Николай Страхов» совершили открытие мирового уровня.

«На дне Балтики мы обнаружили борозды айсбергового выпахивания, что подтверждено исследованием осадков сразу нескольких горизонтов, которые были подняты на борт судна. Образцы данных осадков, в том числе осколки гальки прямо говорят, что эти борозды оставлены многие тысячи лет назад на дне моря именно айсбергами ледникового периода», — рассказал «Интерфаксу» начальник экспедиции Дмитрий Дорохов.

Да, Балтийское море не перестает удивлять: причем как ученых, так и местных жителей. В начале этого года, к примеру, Балтика (речь о Калининградской области) замерзла. Припай (неподвижный лед, образующийся вдоль берега морского побережья) последний раз здесь наблюдали более десяти лет назад.

Ледовое поле растянулось на сотни метров в ширину, а в районе Куршской косы — простиралось так далеко, что не видно было воды, рассказывал в феврале ТК «Россия 24». Последний раз Балтийское море в районе Калининградской области замерзало зимой 2010 года, причем возле берега Балтика в тот год промерзла до дна.

Замёрзшее Балтийское море | Зеленоградск
Автор видео: _Мы из Калининграда_

Из-за своих специфических свойств Балтийское море очень чувствительно к антропогенному воздействию, поэтому его «здоровью» стоит уделять особое внимание. За последнее столетие объемы попадающего ежегодно в Балтийское море фосфора увеличились в восемь раз, а объемы азота — в четыре раза. Кроме того, актуальной проблемой остается и цветение токсичных водорослей.

Ближайшие годы, с 2021 по 2030, объявлены ООН десятилетием восстановления водных экосистем. Резолюция призывает к поддержке и наращиванию усилий по предотвращению загрязнения воды, требует остановить и обратить вспять процесс деградации экосистем во всем мире и повысить уровень информированности о важности восстановления экосистем. Надеемся, что эти меры помогут сохранению и оздоровлению уникальных вод Балтики.

С Днем Балтийского моря!