Ученые из США и Германии нашли в янтаре из Мьянмы прекрасно сохранившиеся остатки древних ящериц, возрастом 99 млн лет. Это самые древние окаменелости ящериц из известных сегодня науке. Благодаря этим находкам ученые надеются больше узнать о биоразнообразии ящериц в древних тропических лесах, сообщает пресс-служба Университета Флориды. Научные результаты работы опубликованы в журнале Science Advances.

Палеонтологическая летопись мелких ящериц далеко не полна, потому что их остатки редко сохраняются из-за тонкости и хрупкости костей. Вот почему находки ящериц хорошей сохранности в янтаре чрезвычайно редки и ценны. Они открывают для ученых окошко в неведомый мир давно ушедших эпох. Первым окаменелости в янтаре, подаренных неким меценатом Музею естественной истории в Университете Флориды, заметил герпетолог Эдвард Стэнли (Edward Stanley) и решил их тщательно исследовать. Всего в янтаре обнаружено 12 особей ящериц, среди которых особенно хорошо сохранились три геккона, древняя ящерица и хамелеон.

Обычно от существ в камне сохраняется что-то одно, например, лапки, а в этом образце сохранились когти, подушечки ног, зубы, окрашенные чешуйки. Стэнли сделал микрокомпьютерную томографию образца и получил отличное изображение хамелеона. Эта техника позволяет заглянуть внутрь образца, не повреждая его. Сканер слой за слоем получает изображение внутреннего и внешнего строения, включая мягкие ткани, выводя на монитор детальное 3-D изображение животного.

Найденный в янтаре геккон имел особые липкие подушечки на ногах, которые помогали ему лазить. Это говорит о том, что данное приспособление возникло у ящериц этого семейства еще в древности. Что касается юго-восточного азиатского хамелеона, то находка пошатнула гипотезу о том, что это семейство произошло из Африки. По словам Стэнли, ему удалось открыть эволюционный порядок странных и сильно вторичных черт хамелеонов. У изученного им образца есть знаменитый язык с присоской, такой же, как у современных сородичей. Но у него еще не развилась уникальная форма тела и слипшиеся пальцы, хорошо приспособленные для захвата.

Следующим шагом ученых станет описание других древних ящериц из янтаря и определение их видовой принадлежности.

Кстати, в прошлом году ученые выяснили, как насекомые и ящерицы так легко бегают по потолку и не падают, а потом легко отцепляются от поверхности.