М.В. Кленова. Фото: Институт океанологии им. П.П. Ширшова РАН.

Вечные морозы, сильнейшие ветры на планете, оторванность от остального мира… казалось бы, совсем это не женское дело ─ заниматься наукой в Антарктиде, на континенте, который называют мировым холодильником. Однако история не раз доказывала нам, что женщины не менее выносливы даже в самых суровых условиях. Дорогу исследовательницам на самый холодный материк планеты проложила наша соотечественница Мария Васильевна Кленова.

Об исследованиях Арктики и Антарктики геолог, минералог, выпускница МГУ (1924 г.) Мария Кленова грезила много лет. Не боялась она ни холода, ни встречи с белыми медведями, ни того, что будет единственной женщиной среди коллег-мужчин. И если с Арктикой ей повезло ─ Кленова в 1925 г. отправилась в арктическую экспедицию на борту «Персея», ─ то с Антарктикой дела обстояли совсем иначе: ну не хотели влиятельные ученые мужи брать в Антарктиду женщину! Да и прецедентов таких в мире раньше не было, чтобы женщина поехала в Антарктиду не в качестве поддержки мужу, а как полноценный научный исследователь.

Однако сильную и упорную Марию Кленову, прошедшую Великую Отечественную войну, отказ не устроил ─ она решила во что бы то ни стало попасть на Полюс холода. Кленова лично обратилась к первому заместителю Председателя Совета Министров СССР Анастасу Микояну и исследователю Арктики Ивану Папанину. «Я не женщина, а профессор!», ─ говорила тогда Кленова. В результате настойчивая исследовательница все-таки смогла попасть в состав экспедиции 1955 года в Антарктиду.

На тот момент у Кленовой уже был большой экспедиционный и научный опыт. Мария Васильевна побывала в десяти плаваниях на борту «Персея», исследовала Карское, Баренцево море и другие северные моря. Она впервые составила карту морского дна Баренцева моря и создала классификацию морских грунтов, которая актуальна по сей день. Более того, в 1929 году в плавание на «Персее» она отправилась уже в качестве женщины-начальницы экспедиции, впервые в мире.

Шантара, 1953 г.

Шантара, 1953 г.

 

К титулу «первой женщины» в разных областях Кленовой было не привыкать. Так, двумя годами ранее, в 1927, она стала первой в мире женщиной, погрузившейся под воду, на глубину 50 метров, на трехместном гидростате. Еще до поездки в Антарктику Мария Кленова опубликовала свое знаменитое руководство «Геология моря» (1948 г.) и уже тогда считалась родоначальницей этой научной дисциплины в СССР. Так что  путешествие в Антарктиду стало логичным продолжением впечатляющего послужного списка Кленовой.

В задачи Комплексной антарктической экспедиции (КАЭ) под научным руководством АН СССР входили организация основной базы на берегах Антарктиды и выбор подходящего места для научно-исследовательских станций внутри континента. Мария Кленова работала наравне с мужчинами и никогда не жаловалась на суровые природные условия, но старалась держаться особняком. Желанная поездка в Антарктиду принесла важные научные плоды: Кленова снова стала «первой в мире» ─ благодаря ее работам совместными усилиями ученых был создан первый антарктический атлас.

Фото: Институт океанологии им. П.П. Ширшова РАН.

После Антарктиды экспедиция побывала также в Австралии и Новой Зеландии, где Марию встречали очень тепло и, конечно, не без удивления. В местной прессе ее называли не иначе как морским волком (old sea dog). Внимание иностранных коллег было всецело приковано к знаменитой советской полярнице, и она, владея несколькими языками, без труда нашла общий язык с учеными.

В целом, Мария Кленова посвятила 30 лет своей жизни исследованию полярных регионов. Она вошла в Совет по антарктическим исследованиям АН СССР, стала заслуженным деятелем науки РСФСР, лауреатом премии И.М. Губкина и других престижных наград.

С 1955 года Мария Кленова начала работать в Институте океанологии им. П.П. Ширшова РАН (указано современное название). Коллеги-ученые из Института опубликовали немало статей, рассказывающих об этой неординарной женщине.

«Диапазон ее научных интересов был чрезвычайно широк. Она участвовала в многочисленных экспедициях на морях России, в Арктике и Антарктике, в Атлантическом и Тихом океанах, занималась разнообразными вопросами от методических, организационных и прикладных до глубоко теоретических: процессы осадкообразования и исследования химико-литологических особенностей, исследования газового режима, изучения взвесей и органического вещества, происхождения рельефа, геологии побережий и геологии Срединного Атлантического хребта, ряда философских вопросов морской геологии. Автор первой в мире монографии "Геология моря", которая до сих пор является настольной книгой морских геологов». (Источник цитаты: Институт океанологии им. П.П. Ширшова РАН).

Фото: Институт океанологии им. П.П. Ширшова РАН.

Участники экспедиций любя называли Марию Васильевну «Марва». О ней еще при жизни ходили легенды и байки, пересказывались истории, в которых она блистала своим особенным чувством юмора и оптимизмом. Говорили, что Кленова была романтиком, называли ее «бабушкой морской геологии».

Мария Кленова была человеком необычным. У нее жили кошки, мнение которых, как говорят, даже учитывалось ею при приеме того или иного сотрудника на работу. «Они всегда чувствуют хорошего человека», ─ говорила геолог.

В честь Марии Кленовой названа океаническая впадина на севере от Гренландии, горы на Новой Земле, ударный кратер на Венере, учебно-производственное судно «Профессор Кленова» (эксплуатировалось до 2004 г.), а также подводная гора восточнее Сальвадора.

Мария Васильевна Кленова ушла из жизни 6 августа 1976 года в возрасте 78 лет.

Фото на главной странице сайта: Мурманский областной краеведческий музей. Фотографии в тексте: Институт океанологии им. П.П. Ширшова РАН.