Первая русская антарктическая экспедиция стартовала 16 июля 1819 года под руководством адмиралов-мореплавателей Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева в воды Южного океана. Задача экспедиции заключалась в том, чтобы подтвердить или опровергнуть предположение о существовании шестого материка — Антарктиды — по-прежнему единственного незаселённого и неосвоенного континента Земли. Шлюп «Восток» находился под командованием Беллинсгаузена, а Лазарев командовал шлюпом «Мирный». Всего экипаж состоял из 190 человек.

Об инициаторе двойной российской экспедиции в высокие северо- и южнополярные широты в 1810-е годы заявляли российские мореплаватели И. Ф. Крузенштерн, Г. А. Сарычев, О. Е. Коцебу и В. М. Головнин. Однако руководители экспедиции Ф. Ф. Беллинсгаузен и И. М. Симонов утверждали, что инициатива принадлежала лично императору Александру I, у которого вызвали большой интерес успешные итоги экспедиции Отто Коцебу на бриге «Рюрик».

Это кругосветное научное плавание проходило с 30 июля 1815 по 3 августа 1818 года с целью открытия и освоения Северо-Западного прохода: морского пути из Берингова моря в Атлантический океан вдоль берегов Северной Америки. В результате в Тихом океане было открыто множество островов, залив Коцебу, в котором был впервые обнаружен и описан ископаемый лёд, и найдены останки мамонта. Кроме того, Отто Коцебу пришел к выводу, основанном на виде и положении Берингова пролива, «что Азия некогда была соединена с Америкой: острова Гвоздева суть остатки бывшего прежде соединения мыса Восточного (Дежнёва) с мысом Принца Валийского (Уэльского)». Открытия Коцебу в северной части Тихого океана ориентировали будущий план на достижение Северного Ледовитого океана через Берингов пролив.

Подготовка к экспедиции 

За научными наблюдениями в ходе Первой русской антарктической экспедиции в области географии, этнографии и естествознания, стояли обычные офицеры и единственный учёный на борту — русский астроном, ректор Императорского Казанского университета Иван Симонов. Академик живописи Павел Михайлов занимался фиксацией событий, ландшафтов открытых островов и биологических видов.

Этот факт обусловлен тем, что императорский указ об экспедиции вышел 15 марта, а поспешное отплытие произошло уже спустя три месяца, 4 июля 1819 года. Из-за экстренной спешки собрать научный отряд не удалось. Не существует документальных свидетельств, которые бы позволили объяснить причины форсирования снаряжения экспедиции. Однако, согласно одному предположению, в 1818 году англичане планировали двойную экспедицию по два корабля в каждой, чтобы достигнуть полюса со стороны Берингова пролива и пролива Дэвиса. Об этих планах стало известно императору Александру I, который намеревался во что бы то ни стало опередить англичан.

Несмотря на это, для нужд дивизий Беллинсгаузена и Васильева Адмиралтейский департамент составил список необходимых книг и астрономических и навигационных инструментов. Судовая библиотека включала русские описания путешествий Сарычева, Крузенштерна, Лисянского, Головнина, французский перевод описания третьего плавания Кука.

Открытие Антарктиды

16 января 1820 года Беллинсгаузен описал свои наблюдения как «льды, которые представились нам сквозь шедший тогда снег в виде белых облаков», которые тянулись от горизонта до горизонта. Именно это и было первым наблюдением шельфовых ледников Антарктиды. Обнаруженная земля 28 января 1820 года получила название «льдинный материк».

5 августа 1821 года научное путешествие успешно завершилось и стало вторым кругосветными плаванием по Антарктике после экспедиции Джеймса Кука полвека назад. Русские мореплаватели стали первопроходцами к антарктическим шельфовым ледникам. До исторического открытия факт существования южного материка считался предположением, его объединяли с Южной Америкой и Австралией.

Из 751 дней экспедиции 527 дней команда провела в море, а общая протяженность маршрута составила 49 860 морских миль. На карту возникшей Антарктиды исследователи зафиксировали и присвоили название 29 островам в высоких южных широтах и тропиках. В завершении описания экспедиции Ф. Ф. Беллинсгаузен писал:

«…обретено двадцать девять островов, в том числе в южном холодном поясе два, в южном умеренном — восемь, а девятнадцать — в жарком поясе; обретена одна коральная мель с лагуном».

Исследователи открыли: берег Александра I, Малый Ярославец (Сноу) и следующие острова: Петра I, Тейля (Десепшен), Смоленск (Ливингстон), Березина (Гринвич), Полоцк (Роберт), Лейпциг (Нельсон), Три Брата (Эспланд, О’Брайен и Эди) и более крупные острова северо-восточной группы архипелага: Рожнова, Мордвинова, Михайлова и Шишкова. А также мореплаватели достигли Новой Шетландии, о которой тогда имелось лишь приблизительное представление. Остров был назван Бородино (Смит).

С первой половины XX века и сегодня  популярно утверждение, что в период 1819—1821 годов Антарктида была одновременно открыта тремя мореплавателями из России, Великобритании и США: Фаддеем Беллинсгаузеном, Эдвардом Брансфилдом и Натаниэлем Палмером.

Фото: serget / ru.123rf.com