Сахарным диабетом страдают сотни миллионов обитателей нашей планеты. И по прогнозам экспертов, их число в ближайшие десятилетия заметно вырастет. Одно из распространенных последствий развития этого заболевания - трофические язвы нижних конечностей. Они почти не поддаются заживлению и часто их развитие приводит к самым печальным последствиям, включая ампутацию и смерть. К тому же, причиной возникновения язв может быть не только диабет, но и варикозное расширение вен, гипертоническая болезнь, атеросклероз и ряд других заболеваний. Это еще больше увеличивает число людей, входящих в группу риска развития язв.

Все это делает поиск эффективных способов заживления трофических язв – актуальной задачей современной науки. Одним из перспективных путей ее решения считают использование клеточных технологий. Исследования в этой области на протяжении ряда лет ведут ученые и врачи НИИ клинической и экспериментальной лимфологии (НИИКЭЛ) – филиала ФИЦ ИЦиГ СО РАН. Им удалось получить обнадеживающие результаты. Некоторые из них изложены в статьях, вышедших в Bulletin of Experimental Biology and Medicine, «Успехи геронтологии» и других научных журналах.

Изначально работа велась со стволовыми/прогениторными клетками костного мозга, а также продуктами их секреции. «Наше исследование показало эффективность использования этого биомедицинского клеточного продукта при лечении критической ишемии нижних конечностей, которая часто становится источником образования трофических язв у пациента», – рассказал ведущий научный сотрудник ФИЦ ИЦиГ СО РАН, к.м.н. Александр Лыков. Главным барьером к широкому внедрению этого способа лечения являются высокая стоимость и сложные условия получения самого клеточного продукта. Поэтому ученые изучили возможность использования другого ресурса – аутологичной плазмы пациентов, обогащенной тромбоцитами. Этот способ был модифицирован сотрудниками лаборатории клеточных технологий института под руководством д.м.н. Ольги Повещенко и уже применяется в лечении пациентов клиники НИИКЭЛ. Сущность модификации заключается в получении биологически активных веществ, содержащихся в гранулах тромбоцитов, циклами заморозки/разморозки концентрата тромбоцитов больных в небольшом объеме аутологичной плазмы (1-3 мл). Затем его осаждают и фильтруют от обломков тромбоцитов. И только после этого смешивают с остальной частью плазмы. Полученный продукт фасуют по стерильным флаконам, часть плазмы используется в день приготовления, остальное хранят в замороженном виде и применяют в дальнейшем согласно схемы лечения.

«Эффективность такого способа лечения достигает 80-90%, это достаточно высокий процент, чтобы считать его перспективным», – отметил Александр Лыков. Также исследователям удалось установить вероятные причины, по которым у ряда пациентов не удалось добиться полного заживления язв. Об этом также рассказано в опубликованной статье. Чаще всего такой результат наблюдается у больных с сахарным диабетом и связано со снижением функциональной активности их фибробластов. Тем не менее, широкое внедрение такого способа лечения трофических язв нижних конечностей любого генеза может улучшить качество жизни больных, сократить финансовые затраты и снизить риск ампутаций и смертности, считают ученые.

Трофические язвы – дефект кожи или слизистых оболочек, возникающий вследствие нарушения питания тканей.

Аутологичная плазма – плазма, взятая от больного и используемая для его лечения.

Биомедицинский клеточный продукт – комплекс, состоящий из клеточной/клеточных линий и вспомогательных веществ из клеточной линии (продукты секреции) (ФЗ № 180).

Источник изображения - Фотосток/ Автор: Dr_Microbe