«Верный путь к счастью — попробовать максимальное количество самых разных занятий и отыскать те, которые доставляют наибольшее удовольствие (конечно, социально одобряемое)». Вячеслав Дубынин, доктор биологических наук так и поступил: выбрал для себя научную стезю – поиск ответов на самые сложные вопросы. 26 сентября в лекториуме «Синхронизация» Вячеслав Дубынин отвечал на вопрос: как устроен и работает наш мозг?

Человеческий мозг восхищает и приводит в замешательство. Его возможности интенсивно изучаются, но некоторые вопросы до сих пор остаются без ответов. В прессе и социальных сетях можно увидеть множество статей о работе мозга, рассказывающих  8, 10, 12 интересных фактов о мозге. Хотя большинство этих фактов оказываются распространенными мифами.

Поэтому так важно давать людям правильное представление об окружающем мире, о научных поисках и о работе человеческого организма. Лекция Вячеслава Дубынина «Как устроен и работает наш мозг» − это введение в мир нейронаук. Профессор рассказывает о мозге, о его базовом строении и функциях, не забывает шутить и подбирать сложным понятиям простые сравнения.

Наш мозг – это  система, которая отвечает за работу всех органов, чувств и эмоций. Во все времена мозг сравнивали с самыми сложными конструкциями. Так в XVII  веке Рене Декарт сравнивал мозг со сложной машиной, у которой есть рычаги, клапаны и баллоны с газом – «животные духи». Именно эта аналогия привела к появлению теории рефлекторной работы мозга. В XIX  веке мозг сравнивали с телефонной станцией, передающей сигналы из разных областей организма. В XXI  его чаще всего сравнивают с компьютером: мозг принимает, обрабатывает и хранит информацию, а также управляет «устройствами вывода» − мышцы и внутренние органы.   

По мнению, Вячеслава Дубынина, аналогия подходящая. Если рассмотреть из каких блоков состоит мозг и компьютер, то можно увидеть явное сходство: к примеру, центральному процессору соответствует кора больших полушарий, которая отвечает за поведение.  А блок питания компьютера можно сравнить с областями мозга, которые отвечают за сон и бодрствование.

Однако мозг не обладает точностью компьютера. Но это и не нужно. Наш мозг скорее прогностическое устройство: оно отображает внешний мир и выстраивает свое поведение на основе прогнозирования.

Мозг – это все наши эмоции, желания, импульсы произвольных и непроизвольных действий. Он состоит из нескольких частей, каждая из которых отвечает за работу нашего организма.

Продолговатый мозг и мост управляет теми частями организма, работу которых мы практически не замечаем, например − биение сердца и  дыхание, врожденное пищевое поведение.

Средний мозг отвечает за зрение, слух, моторику, внимание и температурный режим организма.

Мозжечок позволяет нам двигаться и держать равновесие. Именно благодаря этой части головного мозга мы сохраняем равновесие при резком торможении поезда в метро. Также мозжечок запоминает двигательные программы. Когда в детстве нас учили кататься на велосипеде, мозжечок запомнил, как мы двигались. И даже если мы десять лет не садились на велосипед, а потом вдруг решили прокатиться, мозжечок вспомнит информацию из детства, и мы с легкостью прокатимся как в детстве.

Промежуточный мозг, который находится между полушариями, делится на таламус и гипоталамус. Вячеслав Альбертович называет таламус – «секретарем» больших полушарий: он помогает «шефу» выделять значимые и незначимые информационные сигналы.

Однако кора головного мозга не может справиться со всеми поступающими информационными потоками. Поэтому, когда вы читаете эту статью, ваш таламус пропускает к коре головного мозга зрительные сигналы, а остальные сигналы блокируются.

Гипоталамус, в свою очередь, принимает сигналы от органов и анализирует множество химических реакций в организме. Прежде всего, гипоталамус отвечает за нашу эндокринную систему. Именно он «знает» сколько гормонов должно быть в нашем организме. От него зависят также биологические потребности: голод, жажда, родительское поведение, а также реакции на страх и агрессию. К примеру, когда мы голодны, гипоталамус анализирует содержание глюкозы. Если глюкозы мало и желудок пустой, гипоталамус сообщает коре головного мозга о том, что нужно поесть.

В гипоталамусе находится важнейший центр положительных и отрицательных эмоций. Нейроны связываются и запоминают информацию о том, что нас порадовало или огорчило.

Вячеслав Дубынин рассказал о строении нейронов – клеток головного мозга, о работе спинного мозга и нервной системы, а также о современных методах изучения мозга и развитии нейробиологии и нейрохимии. Все лекции ученого можно посмотреть на платформе Youtube.

В эпоху переизбытка информации особенно важно, чтобы люди получали достоверные знания о себе и об окружающем мире. Поскольку желание читать учебники со скучной теорией у большинства людей пропадает еще в школе, интересные лекции и дискуссии – подходящий формат для современного познания.

* Вячеслав Альбертович Дубынин – доктор биологических наук, профессор кафедры физиологии человека и животных биологического факультета МГУ.

* Культурная платформа «Синхронизация» проводит лекции о разных сферах науки, искусства и литературы. Площадка создает сообщество людей, которых объединяет интерес к науке и культуре, желание синхронизироваться с окружающим миром и делиться впечатлениями друг с другом.