Почему некоторые люди могут спокойно пройти по веревочному мосту над обрывом, а других сразу же бросает в дрожь, когда им нужно сойти с движущейся лестницы эскалатора? Ученые из Швеции и Бразилии нашли ответ: за нашу храбрость и бесстрашие отвечает определенный тип клеток в гиппокампе, - пишет портал eurekalert.org.

В статье, опубликованной в журнале Nature Communications, авторы показывают, что нейроны, известные как клетки OLM, при стимуляции создают мозговой ритм, который присутствует, когда животные чувствуют себя в безопасности в угрожающей среде (например, когда они прячутся от хищника, но сознают, что хищник где-то поблизости). Исследование показало, что OLM-клетки могут контролировать тревожное поведение и поведение, связанное с риском. Найти путь, который быстро и надежно меняет подобное поведение, очень важно для лечения патологической тревоги, поскольку снижение рискованного поведения является признаком у людей с высоким уровнем тревоги.

Адаптивное (или нормальное) беспокойство важно для выживания, потому что оно защищает нас. Но у большого числа людей беспокойство может появляться тогда, когда в этом нет необходимости, и серьезно мешать повседневной жизни. В этих случаях врачи часто полагаются на антидепрессанты, чтобы помочь пациентам оправиться от тревожного состояния. Однако эти препараты действуют во всем мозге, а не только в нужных областях, и поэтому они могут вызвать серьезные последствия.

Так, действие в одной области мозга и в очень специфической группе клеток для борьбы с тревожностью может стать серьезным прорывом в лечении расстройств, связанных с беспокойством, - таких как депрессия. Еще один интересный вывод в исследовании заключается в том, что клетки OLM также могут контролироваться фармакологическими агентами. Ранее та же группа ученых обнаружила, что клетки OLM являются «контролерами» воспоминаний в гиппокампе и что они очень чувствительны к никотину.

«Это открытие может объяснить, почему люди выкуривают много сигарет или выпивают, когда они беспокоятся», - говорит доктор Ричардсон Лио (Dr. Richardson Leao), исследователь Института мозга Федерального университета Риу-Гранди-ду-Норти (Бразилия). Также открытие сможет помочь в разработке новых высокоэффективных антидепрессантов без побочных действий.

Участие гиппокампа в нашем эмоциональном поведении гораздо менее изучено, чем его роль в памяти и познании. В 2014 году, например, Нобелевскую премию по физиологии и медицине присудили за открытие «навигационной системы» мозга: «клеток места» (или «пространственных клеток»), которые находятся в гиппокампе. Эти нейронные клетки представляют собой биологический GPS, именно они отвечают за создание когнитивной карты в нашем мозгу, благодаря которой мы ориентируемся в пространстве. В последнее десятилетие ученые начали оценивать роль гиппокампа также и в регулировании эмоций.

[Изображение: ru.123rf.com]