125 лет исполняется сегодня старейшему в Европе онкологическому центру — Московскому научно-исследовательскому онкологическому институту им. П.А. Герцена, филиалу ФГБУ «НМИЦ радиологии» Минздрава России. Основанный в 1898 г. институт стал первой в стране и второй в мире онкологической клиникой и прошел славный, но непростой путь развития. Экскурс в историю МНИОИ им. П.А. Герцена для нас провела заведующая отделением лучевой терапии, кандидат медицинских наук, радиотерапевт Инна Викторовна Дрошнева, чей путь врача неразрывно связан с МНИОИ им. П.А. Герцена.
«История творит человека, а человек творит историю», — отмечает И.В. Дрошнева. У истоков института стояли две выдающиеся личности: ученый и хирург, директор госпитальной хирургической клиники Московского императорского университета Лев Львович Левшин и его ученик и последователь Владимир Матвеевич Зыков. Именно В.М. Зыкову принадлежала идея создания больницы для пациентов, страдающих от рака.
«Как вспоминала его внучка А.В. Таталаева, которая много лет работала после войны в нашем институте в патоморфологии, его интересовал этот вопрос, поскольку его мать умерла от рака у него на руках. К тому же он видел страдания, когда с фронта на лечение поступали солдаты, у которых были не только ранения, но и опухоли — в основном опухоли конечностей. Уже тогда наши хирурги и травматологи задавались вопросом, как лечить таких пациентов», — поясняет Инна Викторовна.
В.М. Зыков обратился к правительству с просьбой построить лечебницу для борьбы с опухолями, однако ходатайство не увенчалось успехом. Тогда Л.Л. Левшин и В.М. Зыков решили заручиться поддержкой купцов и меценатов. Руку помощи врачам протянула семья фабрикантов Морозовых, пожертвовав на строительство 150 тыс. рублей. Важнейшую роль в поддержке начинания сыграла Варвара Алексеевна Морозова, активно занимавшаяся благотворительностью, чтобы «учить и лечить свой народ».
12 февраля 1898 г. Л.Л. Левшин на заседании правления Московского университета предложил создать «лечебницу-приют для одержимых раком», и на этот раз проект был одобрен.
Строительство института, получившего имя в честь семьи Морозовых, заняло пять лет. В этот период лечение больных с опухолями, прибывавших с фронта, Л.Л. Левшин и В.М. Зыков вели в Ново-Екатерининской больнице. В создание клиники бескорыстно внесли вклад многие выдающиеся личности. Архитектор Р.И. Клейн и военный инженер И.И. Рерберг бесплатно занимались строительством института, при этом Р.И. Клейн дополнительно пожертвовал 5 тыс. руб. на постройку, а физик П.Н. Лебедев лично занимался электрификацией здания.
Первые 54 пациента были приняты Институтом им. Морозовых в 1903 г.
«Палаты были небольшие, в них размещались по одному-два человека <…>. Сестричками были монахини из Новодевичьего монастыря, врачи работали бесплатно. Жалованье получали только директор и заместитель директора. Первым директором института был Л.Л. Левшин, его заместителем стал В.М. Зыков. Позднее В.М. Зыков сам занял пост директора», — рассказывает И.В. Дрошнева. Жалованье сотрудники клиники начали получать только после высочайшего одобрения в 1904 г.
Многое из того, чем сегодня гордятся и занимаются многие онкологические научные центры, в институте было выполнено впервые.
«В нашем институте были открыты первые научно-исследовательские лаборатории, которые занимались изучением проблем рака. Здесь работали Д.В. Ненюков, Д.Ф. Решетилло, Б.К. Васильев, намного опередившие своих зарубежных коллег», — объясняет врач. Так, Б.К. Васильев предложил использовать для экспериментов по изучению рака культуры тканей на два года раньше, чем нобелевский лауреат Алексис Каррель. А Д.В. Ненюков и В.М. Зыков изучали роль окислительно-восстановительных процессов в развитии раковых опухолей за 12 лет до лауреата Нобелевской премии немецкого биохимика Отто Варбурга.
Именно в Институте им. Морозовых открылась первая в России лаборатория экспериментальной онкологии. И.В. Дрошнева добавляет, что там велись исследования природы рака и ставились эксперименты по пересадке опухолевой ткани: «Ученые пытались на клеточном уровне понять, что такое рак, занимались перевивкой опухоли животным для того, чтобы понять причину возникновения заболевания и найти способ его лечения».
В 1913 г. институт выпустил первый в мире сборник трудов по онкологии. Вошедшие в него материалы были в основном посвящены экспериментам по изучению рака и хирургическим методам лечения онкологических заболеваний.
«Я горжусь тем, что наш институт был одним из первых, где стала применяться радиотерапия. В 1903 г. В.М. Зыков поехал во Францию, где познакомился с Пьером и Марией Кюри, и они подарили ему несколько радиевых игл для экспериментального лечения раковых больных. Он привез их просто в кармане пальто, хранил у себя в кабинете и стал лечить больных, прикладывая радиоактивные источники к пораженным тканям. История нашего института знает поразительный случай: из одного из центральных регионов России приехала 20-летняя девушка, у которой была огромная опухоль на шее. И В.М. Зыков, прикладывая к образованию радиоактивные образцы, добился того, что опухоль у нее ”исчезла”. Потом эта женщина очень долго работала у нас операционной сестрой. А через много лет еще один замечательный человек, Юрий Владимирович Фалилеев, оперировал эту женщину в связи с лучевыми повреждениями. Во времена В.М. Зыкова мы еще многого не знали о коварстве радиации. Эта наука только делала первые шаги в своем развитии», — делится Инна Викторовна, отмечая, что первые попытки подчинить силу ионизирующего излучения принадлежали профессору А.П. Браунштейну.
Институт пережил три войны, две революции, но даже в эти тяжелые годы не прекращал борьбу за жизни людей. В Первую мировую войну в институте лечили и онкологических пациентов, и раненых бойцов. В Гражданскую войну 1917–1922 гг. в одном из зданий института был открыт сыпнотифозный госпиталь.
«Но как только наступал момент затишья или переломного периода, институт приступал к своей научной деятельности, — подчеркивает И.В. Дрошнева. — Основной задачей института были и остаются не только лечение больных, но и научные разработки».
Возрождение исследовательской деятельности института произошло в 1922 г. под руководством талантливого ученого и врача Петра Александровича Герцена — основоположника московской онкологической школы. Активная деятельность П.А. Герцена помогла сделать Морозовский институт ведущим центром в области борьбы против рака в стране.
В 1934 г. Институт им. Морозовых отделился от МГУ и был переименован в Центральный онкологический институт Наркомздрава РСФСР. После смерти П.А. Герцена он стал носить его имя.
«С началом Великой Отечественной войны наш институт был эвакуирован в г. Томск, многие сотрудники ушли на фронт военными медиками, директора Я.М. Брускина отправили в г. Ташкент организовывать эвакогоспитали для раненых, и в здании института был открыт эвакопункт Западного фронта, — продолжает И.В. Дрошнева. — Как только обстановка на фронте позволила, институт вернулся из эвакуации и приступил к работе. В 1944 г. его директором назначили Александра Ивановича Савицкого. Он продолжил дело своего учителя П.А. Герцена, который первым пытался создать систему онкологических подразделений по всей стране».
Благодаря академику А.И. Савицкому и ряду видных врачей и ученых 30 апреля 1945 г., практически накануне окончания войны, вышло Постановление Совнаркома СССР «О мероприятиях по улучшению онкологической помощи населению», и всего за два тяжелых послевоенных года в СССР впервые в мире была создана государственная противораковая система онкологической помощи, основанная на специализированной сети онкологических диспансеров. Возглавил процесс ЦОИ им. П.А. Герцена, продолживший заниматься этиологией и патогенезом рака с позиции вирусной и полиэтиологической теорий рака, изучением биохимии опухоли, роли гормонов при злокачественных новообразованиях. Получил признание цитологический метод Н.Н. Шилер-Волковой, рентгендиагностика Е.Э. Абарбанель.
«А.И. Савицкий — удивительный человек, — подчеркивает И.В. Дрошнева. — Глыба, ученый и организатор здравоохранения с большой буквы. Родина по достоинству оценила его вклад в медицину и онкологию, наградив высшим знаком отличия — золотой медалью Героя Социалистического труда. Совсем недавно у нас была учреждена премия им. А.И. Савицкого, которой награждают выдающихся людей в онкологии — не только врачей, но и средний медицинский персонал, лидеров пациентских организаций, молодых ученых».
Дело предшественников продолжили не менее талантливые специалисты, занимавшие пост директора института в разные годы. Под руководством Александра Николаевича Новикова институт завершил строительство корпусов, остановленное войной, получил клиническую базу в 62-й городской больнице, где открылось первое в стране отделение медицинской реабилитации раковых больных. За период 1961–1962 гг. в институте было издано 19 монографий по диагностике и лечению рака. При Александре Сергеевиче Павлове в ЦОИ появились первая в России барокамера и лаборатория оптических квантовых генераторов. Началась эра клинической радиобиологии, определена роль лучевой терапии в лечении злокачественных опухолей. Развитие института продолжил Сергей Иванович Сергеев, ректор Хабаровского медицинского института, хирург, выполнивший первым многие операции на Дальнем Востоке. В этот период на базе института были открыты курс онкологии при Центральном институте усовершенствования врачей и учебная кафедра онкологии Второго МОЛГМИ им. Н.И. Пирогова. Борис Евгеньевич Петерсон внес большой вклад в совершенствование методов и технологий борьбы против рака. Благодаря ему врачи-онкологи получили всю необходимую современную литературу о раке.
При Валерии Ивановиче Чиссове, возглавлявшем институт в течение трех десятилетий, коллектив был награжден орденом Трудового Красного Знамени (1984) и было продолжено дальнейшее развитие и совершенствование комбинированных методов лечения злокачественных опухолей различных локализаций. Под руководством В.И. Чиссова разработаны оригинальные способы лечения и реабилитации больных с опухолями лицевого скелета с привлечением передовых лазерных технологий и технологий лучевой диагностики. Им доказана принципиальная возможность успешного хирургического лечения опухолей основания черепа, челюстно-лицевой области и позвоночника с сохранением жизненно важных структур путем предоперационного планирования на реальном прототипе по технологии лазерной стереолитографии. Работа института в эти годы была отмечена государственными и правительственными наградами в области науки и техники.
С 2013 г. институтом руководит заслуженный врач РФ, академик РАН и РАО Андрей Дмитриевич Каприн.
Сегодня МНИОИ им. П.А. Герцена — средоточие высокотехнологичного оборудования и современных методов борьбы с опухолями. Каждый год здесь проходят лечение около 90 тыс. пациентов, проводятся более 1,6 млн лабораторных исследований. Одна из фирменных особенностей института — современные операционные с возможностью ведения видеотрансляции. Для борьбы с раком в институте используется весь арсенал методик и методов лечения злокачественных опухолей, современные возможности хирургии, лучевой и лекарственной терапии. Новейшее радиотерапевтическое оборудование института позволяет проводить облучение с использованием всех известных в мире методик облучения (стереотаксическая радиохирургия и радиотерапия, облучение с управлением дыханием, все виды брахитерапии и т.д.).
«Вы не представляете, какие удивительные люди работают у нас в институте, — рассказывает И.В. Дрошнева. — Готовясь к грядущему юбилею, мы выяснили, что у нас очень много династий: работают врачи в пятом поколении».
Врач с теплотой рассказывает о своей работе, отмечая, что каждый выздоровевший пациент — показатель не только профессионализма доктора, но и вложенной в больного частички души.
«Много лет назад к нам обратился молодой человек, наш коллега, у которого был мелкоклеточный рак легкого с метастазами в костный мозг. И он тогда просил только об одном: чтобы мы помогли ему и дали возможность отвести в школу ребенка, который только что родился. Благодаря нашему лечению, которое было очень долгим и включало химиотерапию и лучевую терапию, мы не только проводили Дашу в школу, но и побывали у нее на выпускном вечере и потом — на свадьбе», — делится Инна Викторовна одной из счастливых историй своих пациентов.
«Вы не представляете, какое это ощущение, когда приходит пациент, и сначала он как ежик, весь скукожился, потому что над ним нависла серьезная проблема, а потом постепенно у него открываются глаза, он начинает замечать, что на улице прекрасная погода, что кругом весна и скоро наступит лето, — описывает врач впечатления от своего нелегкого, но важного и светлого труда. — И когда он верит в то, что ты делаешь, а у тебя получается то, что ты делаешь, — этой работе стоит посвятить всю свою жизнь».
Юбилей — повод уважительно склонить голову перед прошлым, с гордостью оценить настоящее и с надеждой взглянуть в будущее. В XIX в. Генри Лонгфелло сказал: «Не смотри в прошлое с тоской. Оно не вернется. Мудро распорядись настоящим. Оно твое. Иди вперед, навстречу туманному будущему, без страха и с мужественным сердцем». Эти слова полностью относятся к более чем вековой истории Московского научно-исследовательского онкологического института им. П.А. Герцена.
Отвечая на вопрос, чего бы ей хотелось пожелать институту в эту памятную дату, радиотерапевт Инна Викторовна Дрошнева дает поистине добрый и мудрый ответ: «Здоровья нашим больным».
Источники
Беседа с И.В. Дрошневой
ФГБУ «НМИЦ радиологии» Минздрава России. История МНИОИ имени П.А. Герцена
Фото на превью и главной странице: Ольга Мерзлякова / «Научная Россия».
Источники изображений в тексте: художник К.Е. Маковский / Wikimedia Commons, материалы историка медицины М.К. Кузьмина [сер. XIX в. - н. XXI в.] / фото из книги В.В. Кованова «П. А. Герцен: к 100-летию со дня рождения (1871—1971)» — М.: Медицина, 1972, с. 17 / Wikimedia Commons, Елена Либрик / «Научная Россия», Андрей Луфт / «Научная Россия», Ольга Мерзлякова / «Научная Россия».