Археология — наука, в которой без открытий, кажется, не проходит ни месяца. От воссоздания портрета свидетеля набега Батыя на Ярославль в XIII в. до керамики эпохи рождения первых цивилизаций, от Тверской улицы в Москве до «крымской Атлантиды» — исследования российских ученых впечатляют разнообразием и охватом территорий. Знакомим наших читателей с яркими археологическими достижениями и полевыми работами последних нескольких месяцев.

Свидетель древнего набега

Разрушительный набег хана Батыя на Русь в XIII в. знаком нам еще по школьным урокам истории. В прошлом историки считали, что Ярославль избежал основного удара врагов. Но во время раскопок в 2004 г. сотрудники Института археологии РАН обнаружили в городе древнее масштабное захоронение людей, погребенных без соблюдения ритуалов. На черепах у погибших были следы от ударов, позволившие ученым заключить, что перед ними жертвы атаки ордынских завоевателей.

Одно из исследований останков, которое эксперты провели в этом году практически на глазах у представителей телеканала «НТВ», напоминает настоящий детектив и служит примером кропотливого и нелегкого труда археологов.

Останки древних людей — ценный источник информации для археологов, способный немало поведать о событиях прошлого.Фото: Николай Малахин / «Научная Россия»

Фото: Николай Малахин / «Научная Россия»

Останки одного из погибших привлекли ученых сапогами необычной формы. Появилась гипотеза, что это не ярославец, а один из вражеских захватчиков. Чтобы проверить предположение, потребовалось обратиться к генетикам. Изучение наследственной информации по фрагментам черепа и зубу кардинально изменило картину: погибший все-таки оказался славянином.

«Удалось установить, что это светловолосый человек, по существу блондин, у него были голубые глаза и цвет кожи не светлый и не темный, то есть это соответствует, с моей точки зрения, восточнославянской группе», поделился с телеканалом «НТВ» директор Научного центра генетики и наук о жизни Научно-технологического университета «Сириус» Евгений Иванович Рогаев.

Применение метода археолога и антрополога М.М. Герасимова позволило ученым из лаборатории пластической реконструкции Института этнологии и антропологии РАН воссоздать портрет ярославца по черепу. Удалось даже выдвинуть гипотезу о его профессии: судя по избытку меди в костях и близости места погребения к единственной в центре города усадьбе с признаками изготовления украшений, погибший был ювелиром. Нашел объяснение и странный вид обуви: оказалось, что у древнего горожанина были из-за болезни деформированы кости стопы. Очевидно, мужчина просто заказывал обувь у мастеров, чтобы не испытывать дискомфорт при ходьбе.

У истоков цивилизации

В начале 2024 г. экспедиция Института археологии РАН и Института востоковедения РАН впервые отправилась на юго-восток Ирака для изучения земледельческого поселения Телль-Ваджеф — древнейшего среди известных в этом регионе. В конце IV тыс. до н.э. на этих землях родилась одна из первых цивилизаций в истории человечества — Месопотамия. Изучение артефактов Телль-Ваджефа способно пролить свет на развитие оседлой жизни человека в регионе.

Древние артефакты, обнаруживаемые археологами, требуют дополнительной обработки — очистки, обессоливания, склейки (снимок сделан в музейном комплексе «Новый Иерусалим» в Истре).Фото: Николай Мохначев / «Научная Россия»

Фото: Николай Мохначев / «Научная Россия»

Найденные учеными предметы, созданные в VI тыс. до н.э., разнообразны: расписанная керамика (кувшины и осколки посуды), лепные фигурки, украшения. Исследователи уже создали 3D-модели находок.

Подобные древности очень ценны. В дальнейшем предметы будут выставляться в местных музеях Ирака, однако перед этим пройдут обработку: очистку, обессоливание, в некоторых случаях — склейку.

Некоторые находки отличаются необычными деталями. Например, исследователи обнаружили глиняную фигурку человека, расписанную зигзагами, — пока непонятно, символизируют ли они одежду или имеют ритуальное значение. На спине человечка ученые заметили пятно битума и предположили, что таким образом древние люди приклеивали фигурку к вертикальной поверхности.

Археологи впечатлены результатами первых раскопок и планируют продолжить поиски в 2025 г.

Гость из Византии в древнем Суздале

XII в. — начало XIII в. — время расцвета международной торговли Северо-Восточной Руси и ее внешних контактов. Одним из основных партнеров древнего государства была сильная и развитая Византийская империя.

Редкие открытия совершались российскими археологами и в прошлые годы: в 2021 г. мы рассказывали о найденном учеными ИА РАН комплекте поволжско-финских украшений середины I тысячелетия.Фото: Николай Малахин / «Научная Россия»

Фото: Николай Малахин / «Научная Россия»

Археологам посчастливилось найти во время спасательных раскопок в Суздале новый подарок византийской культуры — костяную пластину с вырезанным рельефным изображением обнаженного воина, изготовленную в период с середины XII в. до начала XIII в. Такими изделиями византийцы часто украшали деревянные ларцы в X–XII вв.

Ранее такие находки делались в Смоленске, Гнездове, Новогрудке. Для Суздаля подобное открытие стало первым и показало, что в XII в. — начале XIII в. город переживал культурный расцвет и активно взаимодействовал с византийскими соседями.

Изображение на пластине впечатляет детализацией: мастер искусно вырезал отдельные пряди волос, складки одежды и даже мышцы воина. Есть предположение, что изделие было изготовлено в столице империи — Константинополе. Сюжет пластины напоминает об Античности — это позволяет заключить, что взаимодействие с Византией знакомило славян не только с христианской, но и с античной культурой.

Преступники из прошлого

Небольшая, но редкая находка была сделана археологами в исторической части Нижнего Новгорода в конце июля 2024 г.: форма для литья фальшивых двадцатикопеечных монет XIX в. Удивительно, но преступная деятельность велась в самом сердце города, буквально в 250 м от кремля!

Оригинальные монеты изготавливались из серебра 500-й пробы. Фальшивомонетчики обычно покрывали медные деньги слоем олова, чтобы те не ржавели, не гнулись и были максимально неотличимы от оригинала. Ученые полагают, что подделки пускались в оборот здесь же, на Нижегородской ярмарке: известно, что часто горожане расплачивались за покупки именно мелкой монетой.

По следам торговцев: о чем говорят торговые пломбы?

Весной заместитель директора Института археологии РАН по науке, доктор исторических наук, член-корреспондент РАН Петр Григорьевич Гайдуков опубликовал в «Новгородском историческом сборнике» статью, обобщающую собранные за много десятилетий материалы о свинцовых древнерусских пломбах. Предполагается, что эти артефакты применялись с конца XI в. до первой трети XIII в. в торговле для опечатывания товаров и при сборе пошлин. Археологи находят пломбы не только в России, но и на Украине, в Латвии, Литве, Польше, Беларуси. На сегодня учеными собрано более 30,6 тыс. таких находок.

Заместитель директора Института археологии РАН по науке член-корреспондент РАН Петр Григорьевич Гайдуков.Фото: Ольга Мерзлякова / «Научная Россия»

Фото: Ольга Мерзлякова / «Научная Россия»

Хотя внешне эти небольшие округлые кусочки свинца с оттисками не отличаются яркостью, они представляют собой кладезь информации об экономических связях древнерусских княжеств. Новая статья поможет исследователям в дальнейшем изучении артефактов.

«Наибольшее количество древнерусских пломб найдено в Дрогичине, Новгороде и Городце на Волге. Если посмотреть на карту, то легко увидеть, что это места возле границ древнерусского государства в XII в. Торговые пломбы с одинаковым изображением <…> встречаются на огромной территории: в Полоцком княжестве, Новгороде, Белоозере, Суздальских землях, Городце на Волге, Киевской и Галицко-Волынских землях»,сообщил П.Г. Гайдуков.

На основе топографических данных, упорядоченных в статье, ученые составили карту мест, где археологи обнаруживали пломбы, и установили важные закономерности.

В России основная часть находок приходится на земли средневековых городов, при этом больше всего пломб обнаружилось в Новгороде, Городце на Волге и Смоленске. Замечено, что на многих артефактах оттиснуты княжеские знаки Рюриковичей: вероятно, торговые операции с такими метками совершались от имени правителя. Изучение образцов из Новгорода показало, что свинцовые пломбы начали применяться в Восточной Европе к концу XI в. Предполагается, что их исчезновение в начале XIII в. было связано с монгольским нашествием, однако новые находки из Москвы, Новгорода и Вязьмы показывают, что в дальнейшем традиция обрела второе дыхание.

Москва — богатый кладезь древних артефактов (на фото — находки, обнаруженные во время раскопок в Большом Кремлевском сквере в 2019 г.).Фото: Кирилл Малов / «Научная Россия»

Фото: Кирилл Малов / «Научная Россия»

Еще одно необычное наблюдение, сделанное П.Г. Гайдуковым на основе анализа артефактов, — сильные отличия находок из Польши от других образцов. Оттиски на пломбах из Дрохичино и Чермно напоминают рисунок на монетах польской княжеской династии Пястов, правившей в середине XIII в. — первой половине XIV в. Получается, что на этих территориях пломбы с большой вероятностью применялись уже после того, как восточная часть Древней Руси оказалась атакована татаро-монголами и там перестали опечатывать товары. При этом нигде в Центральной или Западной Европе свинцовые пломбы не обнаруживались. Это позволило ученому предположить, что в западной части Руси, избежавшей разгрома, пломбы продолжали применяться и после XIII в., и эту традицию поляки переняли именно от славянских соседей.

Раскопки в столице: от Тверской улицы до Софийской набережной

Когда мы думаем об археологических раскопках, нам чаще представляются экспедиции в отдаленные уголки страны и мира. Однако поистине богатый кладезь древностей представляет собой Москва, где в мае 2024 г. открылся очередной полевой сезон. В целом раскопки в столице не прекращаются даже в холода, так как в городе продолжаются земляные работы и строительство, требующие участия археологов.

К началу лета в столице уже было законсервировано и отреставрировано более 300 находок (на фото — артефакт из Большого Кремлевского сквера, обнаруженный в 2019 г.).Фото: Кирилл Малов / «Научная Россия»

Фото: Кирилл Малов / «Научная Россия»

В этом году исследования охватили 200 площадок в самых разных местах Москвы: от исторической части города (например, Берсеневской и Софийской набережных, Никольской, Тверской, Яузской улиц) до «молодых» Троицкого и Новомосковского районов.

«С начала года московские археологи нашли уже более 2 тыс. артефактов, а за последние 12 лет совершено более 100 тыс. находок. <…> Все находки после камеральной обработки и консервации передаются в музейный фонд Москвы»,рассказал глава Департамента культурного наследия столицы Алексей Александрович Емельянов на пресс-конференции Информационного центра правительства Москвы по теме «Начало археологического сезона 2024 года».

В числе ярких московских археологических находок этого года — керамическая фигурка XIX в., изображающая девочку с корзинкой грибов, несущую на спине маленького мальчика. Судя по всему, игрушка воплощает сюжет сказки «Гуси-лебеди» или картину К.Е. Маковского «Дети, бегущие от грозы». Еще один необычный предмет — аптечная бутылочка из-под минеральной воды середины XIX в. Не обошлось и без оружия: столичные археологи обнаружили небольшой наручный кистень — старинное оружие в виде груза на ремешке.

В 2024 г. археологические раскопки в Москве велись на 200 площадках как в центральных, так и в новых районах.Фото: Кирилл Малов / «Научная Россия»

Фото: Кирилл Малов / «Научная Россия»

К началу лета в городе уже было законсервировано и отреставрировано более 300 находок. Московские реставраторы активно применяют в своей работе различные инновации — например, желейные пластины на основе агар-агара для очистки бумаги и наноцеллюлозу в качестве защитного покрытия для документов.

Экспедиции-2024: от чукотских петроглифов до древнего городища

Лето 2024 г. стало для российских археологов по-настоящему жарким. Исследователи отправились в экспедиции в самые разные регионы. Здесь мы расскажем лишь о нескольких миссиях, максимально различных по целям и местам работ.

В августе экспедиция Института археологии РАН прибыла в Чукотский автономный округ, где на реке Пегтымель находятся самые северные петроглифы в Азии. Крупнейшая группа изображений памятника протягивается на 1,5 км, а общее число петроглифов достигает трех сотен. Изучение этих наскальных рисунков велось много лет, но прервалось в 2008 г. и было возобновлено ИА РАН только в 2021 г. Главными задачами ученых остаются документирование петроглифов и фиксация особенностей их расположения с применением новых технологий — фотограмметрии и спутниковой геодезии. Другой целью исследователей стала оценка сохранности памятника. Экспедиция была организована по гранту Русского географического общества при поддержке правительства Чукотского автономного округа.

Древние захоронения позволяют ученым исследовать быт и культуру ушедших столетий.Фото: yakuzakorat / фотобанк 123RF

Фото: yakuzakorat / фотобанк 123RF

Богатый источник знаний о быте и культуре ушедших веков — древние захоронения. Одна из площадок, привлекающих исследователей, — Долина царей в Тыве, получившая название благодаря огромному количеству «царских» курганов скифской эпохи. Перспективный объект для раскопок — курган Туннуг — предположительно крупнейший (более 100 м в диаметре) и древнейший памятник на территории, созданный примерно в IX в. до н.э.

Земля кургана скована вечной мерзлотой, поэтому высока вероятность, что под каменной насыпью скрываются хорошо сохранившиеся органические вещества и артефакты. Начиная с 2018 г. сюда каждое лето приезжают участники Комплексной археолого-географической экспедиции Русского географического общества, проводящейся при участии Института истории материальной культуры РАН и Экспедиционного центра Министерства обороны Российской Федерации. Исследователи разделили курган на 16 частей и в этом году уже добрались до восьмой. Работа состоит из нескольких этапов: сначала каменную насыпь очищают от земли и растительности, затем фотографируют, делают чертеж и 3D-модель, после чего разбирают камни и снимают расположенный под ними слой глины. За этими преградами скрывается основа кургана — сложная конструкция из лиственничных бревен, напоминающая колесо со спицами, в центре которой расположено само погребение.

Туннуг использовался скифами еще и как место для отправления ритуалов, поэтому этот объект может немало рассказать и о культе древнего народа. Ученые уже нашли в глиняном слое кургана кости лошадей и даже фрагменты сбруи. Хотя археологи еще не подошли к центральной камере кургана, раскопки уже сейчас дают впечатляющие результаты.

«Мы уже находим в <…> основе [кургана] конструкции, аналогов которым нет. Там также обнаружены интересные артефакты»,передает «Большая Азия» слова директора Центра спасательной археологии Института истории материальной культуры РАН Натальи Федоровны Соловьевой.

Принять участие в археологических экспедициях РГО может любой желающий, соответствующий требованиям к возрасту и состоянию здоровья (на снимке — раскопки ИА РАН в Тульском кремле в 2019 г.).Фото: Кирилл Малов / «Научная Россия»

Фото: Кирилл Малов / «Научная Россия»

Регулярные экспедиции проводит кафедра археологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова. В настоящий момент их семь: Новгородская, Смоленская, Донская, Крымская, Танаисская, Ставропольская и Южно-Уральская. В 2024 г. участники Смоленской экспедиции МГУ отправились на археологический комплекс «Гнездово», чтобы возобновить раскопки Центрального городища, — эта часть поселения не исследовалась уже несколько лет. Первые же дни полевых работ подарили ученым интересные находки: древние монеты, кольца от кольчуги, бусины. Редким артефактом стала фигурка лошади с уздечкой, сделанная в период раннего Средневековья. Но главной задачей ученых в этот раз стала попытка выяснить, перестраивалось ли городище во время расцвета поселения.

«Мы полагаем, что <…> на этом раскопе, возможно, есть ранний ров, который был нивелирован жителями Гнездова в какой-то момент в X в., когда им потребовалось <…> больше площади», цитирует руководителя Смоленской экспедиции, кандидата исторических наук Михаила Олеговича Жуковского официальное сообщество исторического факультета МГУ в социальной сети «ВКонтакте».

Не все знают, что в Крыму есть своя Атлантида. Такое поэтичное неофициальное имя получила Акра — античный город Боспорского царства, большей частью скрытый под водой Керченского пролива. Археологи открыли Акру во второй половине прошлого столетия, а систематически изучать древний город начали лишь 14 лет назад, поэтому в настоящее время он остается одним из самых малоисследованных городов Боспорского царства. В августе 2024 г. на раскопки в «крымскую Атлантиду» отправилась экспедиция Русского географического общества при поддержке Института истории материальной культуры РАН и Государственного Эрмитажа. Предметом изучения в этот раз стала надводная часть города — жилые дома и некрополь.

В экспедициях Русского географического общества могут участвовать не только ученые, но и волонтеры без специального образования. Например, в 2024 г., помимо поездки в Акру, РГО приглашало желающих отправиться к поселению железного века в Поветлужье, в село Старая Ладога под Санкт-Петербургом, на городище Артезиан и на древнерусское селище в Орловской области. Чтобы прикоснуться к истории, достаточно соответствовать требованиям к возрасту и состоянию здоровья (в некоторых случаях необходимо сделать дополнительные прививки) и следить за новостями на официальном сайте Русского географического общества.

Русское географическое общество. Стартовали археологические экспедиции с участием РГО

Русское географическое общество. Археологи продолжат изучение уникальных петроглифов реки Пегтымель

Телеканал «РЕН ТВ». Российские археологи обнаружили в Ираке керамику времен зарождения цивилизации

Институт археологии РАН. Находка резной костяной накладки из Суздаля

Институт археологии РАН. Создан топографический свод находок древнерусских торговых пломб

Телеканал «НТВ». Погибший в XIII в. житель Ярославля благодаря ученым обрел голос и заговорил

«Большая Азия». Археологи продолжают раскопки древнейшего скифского кургана в Тыве

Молодежное движение РГО. Археолого-географическая экспедиция «Акра»

«РИА Новости Крым». Найти сокровища Акры: РГО соберет волонтеров для раскопок древнего города

Управление государственной охраны объектов культурного наследия Нижегородской области (официальный канал в социальной сети Telegram). Археологи обнаружили мастерскую фальшивомонетчиков недалеко от Нижегородского кремля

Исторический факультет МГУ (официальное сообщество в социальной сети «ВКонтакте»). Археология: Смоленская экспедиция. В археологическом комплексе «Гнездово» исследуют Центральное городище

«Независимая газета». Татьяна Астафьева. Московские археологи ждут интересных находок в 2024 г.

Информационный центр правительства Москвы. Более 2 тыс. артефактов нашли столичные археологи с начала 2024 г.

Агентство городских новостей «Москва». Столичные археологи нашли бутылочку из-под минералки XIX в. и советское блюдце