13 августа в преддверии Дня археолога в Доме Российского исторического общества прошла презентация Института археологии РАН «Археологические жемчужины 2021 года». Ученые представили два уникальных клада разных эпох: комплект поволжско-финских украшений середины I тысячелетия и женские украшения и чашу, датируемые XI – первой половиной XII века.


На открытых витринах без стекол и особых ограничений лежат предметы, которые носили наши предки столетия и тысячелетие назад. Украшения скромные, они не переливаются бриллиантами или золотым тиснением, но от них сложно отвести взгляд. Красота в деталях и ореоле таинственности, который ученым только предстоит разгадать.

Клады сами по себе – уникальная находка. Обычно их прячут в надежде вернуться за сокровищами, такие предметы отличаются высоким уровнем сохранности и практически не требуют реставрации. Об уникальности находок и их научной ценности на открытии презентации рассказал директор Института археологии РАН Николай Андреевич Макаров:

«Археологам нечасто приходится держать в руках клады, только что извлеченные из культурного слоя. Современная археология ориентирована на изучение массовых категорий древностей, на сбор древних предметов, производившихся большими сериями и попавшими в культурный слой поселения сломанными или разбитыми, после того, как они перестали использоваться. Именно такие находки обычно встречаются при раскопках поселений широкими площадями, и они служат важным и надежным источником информации о культуре и повседневной жизни средневековья. Однако ценные предметы, намеренно сокрытые в древности, имеют огромное значение для познания прошлого: это источники особого качества, открывающие для нас наиболее сложные ремесленные технологии, образы искусства, социальную иерархию, а иногда – и конкретные события».

Уникальные уточки и импортная чаша

Первый клад – комплект поволжско-финских украшений середины I тысячелетия, обнаруженный Суздальской экспедицией ИА РАН на правом берегу Нерли-Клязьминской, в округе Суздаля, представил Александр Сергеевич Морозов, младший научный сотрудник отдела средневековой археологии ИА РАН.

Привески - «уточки» и бусины, найденные на территории Суздальского Ополья

Привески - «уточки» и бусины, найденные на территории Суздальского Ополья

Фото: Николай Малахин

Ученые начали работать в этом месте неслучайно. Во время предварительного обследования территории Суздальского Ополья археологи обнаружили в земле фрагменты украшений, поднятые на поверхность распашкой во время сельскохозяйственных работ. На месте находки сразу заложили шурф (небольшой раскоп). Дальнейшие раскопки были подробно задокументированы, что непривычно, так как обычно ученые не знают заранее, удастся ли им что-то найти. Ожидания оправдались: специалисты обнаружили поволжско-финские женские украшения эпохи Великого переселения народов. Вероятно, клад был закопан в землю в коробе из бересты. Ученые предполагают, что предметы были спрятаны хозяевами в центральной части поселения, но причина создания клада остается загадкой.

 

Ажурная бляха-застежка

Ажурная бляха-застежка

Фото: Николай Малахин

Клад оказался объемным: не только набор украшений женского традиционного костюма, характерного для культуры поволжских финнов, но и импортная металлическая чаша, которая могла иметь ритуальное значение. Находки выполнены в технике литья по утрачиваемой восковой модели, поэтому являются уникальными. Например, круглая ажурная бляха-застежка, которая принадлежала замужней женщине. Часть клада – элементы головного убора: спиральные пронизки, пластинчатые обоймицы, накладки и различные привески.

Привески – наиболее интересные элементы. Шесть литых полых «уточек» предположительно размещались на кожаном шнурке с нанизанными металлическими бусинами. Такие аксессуары были популярны в культурах Прикамья второй четверти I тысячелетия, и в Суздальском Ополье раньше не встречались. Для людей финно-угорских культур водоплавающая птица была связана с мифом о создании мира и имела особое первородное значение.

 «Это не просто собранные предметы: это элементы одного костюма одной женщины. Находка приоткрывает завесу над "финской предысторией" Суздальского Ополья, которое известно сегодня историкам и археологам в основном как один из очагов древнерусской культуры, открывает окрестности Суздаля как одну из точек бытования поволжско-финских культур I тысячелетия и значительно дополняет этнокультурную картину Волго-Клязьминского междуречья. Дальнейшие исследования предметов клада и селища дадут возможность понять, как осваивалось Ополье в период, предшествующий славянской колонизации», – объясняет младший научный сотрудник отдела средневековой археологии ИА РАН Александр Морозов.

Плетеные украшения и денежные слитки

О втором кладе, обнаруженном на территории городища Старая Рязань, рассказал Игорь Юрьевич Стрикалов, руководитель Старорязанской экспедиции ИА РАН. В отличие от первой находки, драгоценности обнаружили не ученые. Его нашли в лесу на склоне сырого оврага и передали археологам. Рядом располагалось село Исады, поэтому клад был назван Исадским.

Плетеные украшения XI-XII веков

Плетеные украшения XI-XII веков

Фото: Николай Малахин

Место находки удалено от жилых поселений, но расположено на месте предполагаемой пристани. Гипотезу подтверждает и название села Исады, что означает «место высадки на берегу». Предположительно клад мог принадлежать нескольким людям, так как в его составе очень много вещей: 8 шейных гривен, 14 браслетов, 5 семилучевых височных колец, бусина с зернью и денежные гривны новгородского типа. Сокровища весят более двух килограммов. Одна из возможных версий – тайник разбойников. Однако точных выводов по поводу истории клада пока сделать нельзя.

Семилучевые височные кольца

Семилучевые височные кольца

Фото: Николай Малахин

Территория Старой Рязани богата событиями со времен нашествия монголо-татар. Игорь Юрьевич Стрикалов отметил, что найденный клад не имеет ничего общего со старорязанскими кладами: он архаичнее, древнее. На фоне пышных старорязанских украшений княжеской элиты находка выглядит скромно. Однако это не умаляет ее научной ценности. Ученые датировали клад концом XI – началом XII века.

«Облик предметов Исадского клада позволяет отнести время его сокрытия к ранней истории Старой Рязани, в которой еще очень много белых пятен. Исадский клад явно древнее старорязанских, включает иные типы украшений, выполненные в более простой технике и более архаичной манере. Большинство найденных предметов уникально для региона Среднего Поочья. Изучение клада еще только началось. Предстоит провести анализ состава металла украшений, техники их изготовления, что, возможно, приоткроет некоторые тайны, связанные с его попаданием в землю, а возможно – и некоторые страницы истории Старой Рязани и Среднего Поочья. После тщательного изучения клад будет передан в Рязанский историко-архитектурный музей-заповедник, где займет свое место среди других шедевров древнерусского ювелирного искусства», – пояснил Игорь Юрьевич.

В завершение презентации, вице-президент РАН, директор Института археологии РАН Макаров Николай Андреевич и директор Государственной публичной исторической библиотеки России Михаил Дмитриевич Афанасьев подписали соглашение о сотрудничестве между организациями. «Историческое соглашение между текстами и артефактами подписано», - заключил Николай Андреевич.

Фото на странице и на главной странице сайта: Николай Махалин / «Научная Россия»