Химик РУДН применил медный комплекс как катализатор для клик-реакции азид-алкинового присоединения «CuACC», в которой получаются триазолы — биологически активные вещества с противобактериальной, нейролептической, спазмолитической активностью — например, флуконазол и итраконазол. Клик-реакции — общее название для реакций, в которых простые молекулы-модули «кликают» между собой и как конструктор собираются в большую комплексную молекулу.

Обычно для этого используют катализаторы на основе меди. Они ускоряют процесс, но требуются дополнительные условия — например, нагрев или дополнительные реагенты-химикаты. Это увеличивает стоимость производства. Химик РУДН предложил использовать комплекс меди. Катализатор в несколько раз повысил скорость реакции и позволил провести ее при комнатной температуре и без использования основания и растворителей. Эффективность реакции при этом оказалась почти стопроцентной, без побочных продуктов.

«На сегодняшний день для CuAAC применяют различные медные катализаторы, однако во многих случаях требуются жесткие условия (высокие температуры, дополнительные реактивы и т. д.). Хотя механизм этой реакции хорошо известен и изучен, до сих пор ведутся споры о том, на чем именно основан механизм действия катализаторов», — отметил сотрудник кафедры неорганической химии РУДН, кандидат химических наук Владимир Ларионов.

В соединении, которое изучили химики, содержатся три иона меди. Они соединены «связками» лигандами — сложными органическими ионами. Химики использовали его как катализатор в реакции CuACC при комнатной температуре и атмосфере. В качестве растворителя химики пробовали применять дихлорметан, толуол и другие реактивы. Однако даже без растворителя медный комплекс дал желаемый продукт за 4 часа — без катализатора она не протекала совсем.

Иллюстрация: andreypopov / ru.123rf.com