Название изображения

«Человек, который не знает даже основ геологии, в известном смысле подобен слепому. На склоне оврага он видит в одном месте твердый камень, в другом - рыхлую почву, но что это за породы, как образовался овраг, он не понимает. В горной долине он заметит камни разного цвета, будет удивляться, почему их слои то как-то странно закручены, то стоят вертикально, как доски, полюбуется живописной скалой, мрачным ущельем, водопадом, но, кроме поверхностных впечатлений, все эти разнообразные факты ему ничего не дадут. И так везде он будет воспринимать только внешние формы, а не сущность явлений, видеть, но не понимать. Геология учит нас смотреть открытыми глазами на окружающую природу и понимать историю ее развития»Обручев В.А.

Сегодня — День геолога в России. Этот праздник традиционно приходится на первое воскресенье апреля. Геология (от др.греч. γῆ «Земля» + λόγος «учение, наука») изучает Землю: ее состав, строение, историю, процессы, протекающие в ней, формирование минералов, горных пород и др. Знания, полученные благодаря геологии, оказывают влияние на самые разные науки. Так, например, наука о Земле повлияла на идеи Дарвина. Ученый был знаком с работами Чарльза Лайеля – основоположника современной геологии, чьи труды поначалу воспринимали с большой долей скепсиса. Благодаря Лайелю, который утверждал, что Земля намного старее, чем все думают, Дарвину хватило смелости предположить, что все виды развивались миллиарды лет.

Одним из основоположников геологической науки в России считается Михаил Васильевич Ломоносов. В своих трудах ученый развивал геологические идеи, которые на сотню лет опередили его время. Ломоносов впервые стал заниматься систематическим описанием минералов и руд России, он первым указал на образование нефти из остатков организмов, Михаил Васильевич первым понял, что животные и растения далеких геологических эпох участвовали в образовании некоторых слоев земли, например, пластов каменного угля, ученый указывал на роль различных движений земной коры и т.д. Дело Ломоносова продолжилось целой плеядой учеников, увлеченных наукой о Земле. В стенах МГУ им.М.В.Ломоносова геологию в рамках профильного факультета изучают с 1938 года, а минералогию — более двух столетий. 

Фото: Иван Бадиков / «Научная Россия».

Фото: Иван Бадиков / «Научная Россия».

 

В преддверии праздника "Научная Россия" побеседовала с геологом, популяризатором науки, преподавателем минералогии в Геологической школе МГУ, магистрантом Геологического факультета МГУ им.М.В.Ломоносова Анастасией Лобановой. Анастасия рассказала о том, почему любит свою профессию, что нужно знать и уметь, чтобы стать геологом, а также о насущном – работе в условиях самоизоляции.

Что нужно, чтобы стать геологом?

Если воспринимать буквально, чтобы стать геологом, нужно сдать ЕГЭ по русскому языку, профильную математику и физику либо географию, в зависимости от ВУЗа и направления. Так как геологии мало касаются в школах, то многие выпускники не задумываются о том, что можно рассматривать данную специальность как вариант профессиональной деятельности, и соответственно конкурс на места у нас не такой большой, как в других естественных науках.

Что предстоит изучать тому, кто решил связать свою жизнь с этой наукой?

Думаю, что любой может найти себе направление по душе: кто-то занимается космосом и метеоритами, морями и океанами, вулканами, драгоценными камнями и металлами, расшифровкой структур новых неорганических материалов, нефтью и газом, физическими полями Земли, экологией, некоторые моделируют движения континентов, предсказывая землетрясения, и есть те, кто занимается древней флорой и фауной, в том числе работают с останками динозавров. И это далеко не всё. В общем, направления – на любой вкус, заниматься можно тем, что больше душе угодно, хочется ли пойти в науку, открывать новые месторождения, заботиться об окружающей среде и т.д.

Как сильно математизирована геология? Много ли расчетов приходится выполнять геологам?

Сложным было познавать сразу и физику, и химию, и высшую математику для решения комплексных задач, однако количество расчётов сильно зависит от направления: геофизики отлично пользуются высшей математикой, геохимики – химией и термодинамикой, но в целом программа многих кафедр не составляет труда для освоения и подточена по глубине и интенсивности под конкретное направление, поэтому процент отчислений в ВУЗах, как я могу судить по МГУ и МГРИ-РГГРУ, довольно низок, ибо обучение проходит в комфортном темпе.

Но помимо расчетов есть еще более приятная часть – выезды на природу?

Да, наша профессия напрямую связана с природой, и многие направления предполагают выездные мероприятия: от съездить летом в парк или в горы за образцами – до путешествий за пробами в долгий рейс в море или океане, и, если работаешь в науке, то иногда хорошо было бы выступать на конференциях с результатами своих исследований в разных городах и странах для обмена опытом. Однако сейчас для тех, кто не хочет выезжать «в поле», есть возможность работать с материалами своих напарников по исследованию, которые с удовольствием съездят летом поработать на природу, или на недельку на конференцию в Вену рассказать про ваши общие достижения.

Да, у геологов много полевой работы. А как сейчас обстоят дела с учебой и работой в условиях всеобщей самоизоляции?

Многие курсы перешли на онлайн-занятия на платформах вроде Zoom, Skype и Discord, некоторые предметы по желанию преподавателей были полностью переведены в самостоятельное изучение материалов презентаций и учебников с последующими оценочными работами (рефераты, тесты, расчётные задачи, эссе). Сессия у нас раньше остальных – в мае, так как в июне многие студенты и преподаватели уезжают как раз «в поле», и она будет проходить в дистанционном режиме, пока точно не знаем, как именно, видимо зависит напрямую от преподавателей.

Работа, естественно, застопорилась – отменили конференции и доступ ко многим лабораториям для студентов и аспирантов. Я, например, должна была ставить серию экспериментов на оборудовании в лаборатории МГУ, а сейчас практически не выхожу из дома, могу работать лишь с литературными данными, чего естественно мало. Самим научным сотрудникам возможно дадут официальное разрешение на работу, по крайней мере в МГУ, поэтому некоторые исследования, надеюсь, будут продолжаться, хотя и далеко не все, так как любой ВУЗ напрямую завязан на работе со студентами и аспирантами.

Хочется закончить нашу беседу на позитивной ноте. Анастасия, а чем вас так привлекла геология, почему решили связать свою жизнь с ней?

Будучи школьницей, я нашла бесплатную вечернюю Геологическую школу МГУ, где тесно ознакомилась со спецификой данного направления. Мне с детства нравилось познание всего нового, поэтому направление, которое сочетает в себе знания сразу всех естественных наук, определенно заинтересовало меня, не говоря уже о прекрасной атмосфере этого сообщества. Поздравлю всех коллег с Днем геолога!

ЧТО ПОЧИТАТЬ НА КАРАНТИНЕ? РЕКОМЕНДАЦИИ ГЕОЛОГА:

Самоизоляция — возможность прочесть всё то, до чего обычно не доходили руки. Анастасия составила список книг, которые будут интересны всем любителям науки, в частности тем, кто увлечен науками о Земле. А чтобы было проще сделать выбор, наша собеседница добавила краткое описание к своим рекомендациям.

УЧЕБНИКИ

● Н.В.Короновский "Общая геология"

● И.А.Михайлова, О.Б.Бондаренко "Палеонтология"

● А.Ферсман "Занимательная минералогия"

● Н.Н.Ерёмин "Занимательная кристаллография"

● А.Г.Бетехтин "Курс минералогии"

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА

● В.В.Корчагин "Тайна реки злых духов". Замечательная легкочитаемая книга про школьников, попавших в геологическую экспедицию.

● В.А.Обручев "Земля Санникова". Книга о том, как учёные поехали на поиски новых земель и что они там нашли.

● В.А.Обручев "Плутония". Путешествие учёных во внутреннюю полость Земли.

● А.Ферсман "Воспоминания о камне", "Рассказы о самоцветах". Это сборники рассказов про разные минералы, выдуманные легенды о том, почему минералы такие, какие есть, и почему у них именно такие свойства и названия. Истории довольно красивые.

● О.И.Куваев "Территория". Про поиски золота в Сибири и работу геологов в советские времена (у него есть и другие неплохие рассказы про работу геологов).

● П.П.Бажов "Малахитовая шкатулка". Этот автор очень известен своими сказками про малахит и не только.

● М.Крайтон "Парк Юрского периода". Знаменитый научно-популярный роман про учёных, их прекрасные эксперименты и последствия этих экспериментов. Здесь скорее палеонтология.

Фотографии в галерее предоставлены Анастасией Лобановой.