Руководитель исследования заведующий отделом археологии палеометалла, главный научный сотрудник Института археологии и этнографии СО РАН академик Вячеслав Иванович Молодин рассказывает о самых древних обнаруженных на сегодняшний день в этом регионе наскальных изображениях, которые, по мнению ученых, относятся к концу верхнего палеолита, то есть к древнекаменному веку (приблизительно 14 000 лет назад). Результаты исследований изложены в монографии «Калгутинское святилище в Монгольском Алтае».
Вид на плоскость с изображением лошади. Бага-Ойгур-5. Фото Л.В. Зоткиной
«Если в классическом первобытном искусстве в Европе известны великолепные пещеры с наскальной живописью, то в нашем случае проблема заключается в том, что изучаемые нами петроглифы расположены на открытых плоскостях, — поясняет Вячеслав Молодин, — и нашу концепцию о том, что древнейшие изображения могут находиться на открытых плоскостях, принимают далеко не все специалисты. Однако, работая и в Монголии, и на Алтае, в том числе на Укоке, в свое время мы наткнулись на очень интересный объект — Калгутинский рудник, где обнаружили, с нашей точки зрения, очень древние наскальные рисунки, прежде всего лошадей, выполненные, как потом оказалось, в определенной стилистической манере».
Для калгутинского стиля характерны своеобразные черты: животные изображались с округлыми, отвисшими животами, с удлиненными мордами и особенным положением ног, которые выглядели как бы незавершенными. Помимо лошадей и горных баранов, на памятниках есть фигуры оленей, маралов и быков, а также рептилий.
Археологи долгое время работали на этом памятнике, и после публикации результатов их исследований в научном сообществе начались дискуссии, потому что ученые, открывшие калгутинские петроглифы, уже тогда предположили раннюю дату, но далеко не все специалисты с ней согласились. «О глубокой древности найденных изображений мы подумали, основываясь на том, что рисунки отличал совершенно оригинальный стиль, встречающийся в других местах, — рассказывает академик Молодин. — Оказалось, что это не один, а серия памятников, примыкающих со стороны Монголии к Укоку, и целенаправленные исследования уже в Монголии открыли много наскальных изображений, в том числе относящиеся к калгутинскому стилю».
Археологи, изучающие калгутинские петроглифы, опирались и на опыт исследования европейских пещерных изображений. «В данном случае мы привлекли наших французских коллег, в том числе очень крупного специалиста по пещерной живописи профессора Жана-Мишеля Жанеста, — объясняет Вячеслав Молодин. — Наша совместная группа работала на Укоке как раз над калгутинскими изображениями. Во-первых, удалось установить время, когда скальная часть плоскогорья освобождалась ото льда и как бы выходила на поверхность, и у древнего человека появляется возможность создавать рисунки. И российские, и французские ученые пришли к выводу, что это случилось как раз в эпоху конца плейстоцена, более того, уже более 20 000 лет назад здесь можно было наносить петроглифы. Затем в Монголии были обнаружены и изображения плейстоценовых животных, мамонтов и носорогов, выполненных в калгутинской стилистике, что свидетельствует: действительно, пласт древнейших изображений в этой части Азии существует».
В экспедициях в этом районе ученые провели довольно долгое время и, в конце концов, уже в начале 2020-х годов вместе с монгольскими коллегами приступили к работе на новом памятнике — Олон-Курингол-5, расположенном на правом берегу одноименной реки, где обнаружилось скопление изображений, выполненных в манере, идентичной калгутинским петроглифам. «В нашей книге мы полностью публикуем характеристику петроглифов памятника Олон-Курингол-5, — отмечает В. Молодин. — Плюс на полученных материалах мы пытаемся еще раз построить систему доказательств того, что это тот самый изобразительный стиль, который мы выделили сначала на Калгутинском руднике на Укоке. Сейчас известны уже около десяти памятников в районе Монгольского Алтая, где есть ранние изображения».
Специалисты провели несколько полевых сезонов, изучая эти памятники. «Они расположены в очень живописных и весьма суровых местах, — рассказывает Вячеслав Молодин. — Лето короткое и прохладное, но нам удалось провести полную съемку, используя самые совершенные современные методы изучения изображений. Хочется отметить, что исследование было бы невозможно без гранта РНФ, и мы надеемся на дальнейшую поддержку, которая даст возможность продолжить наш проект».
Ученые предположили, что рисунки животных Калгутинского святилища и других комплексов не случайные одиночные, поскольку они были связаны композиционно, а территориальная близость еще нескольких подобных памятников с древними изображениями в схожей стилистике показывает — этот район, с точки зрения духовной жизни, активно использовался древним человеком.
«О том, что эти памятники являлись культовыми местами, святилищами, где проходили определенные мистерии, обряды, свидетельствует и конфигурация самой платформы, послужившей полотном для рисунков: она горизонтальная, с легким наклоном, такие поверхности в Монголии называют “бараньи лбы”, — пояснил В. И. Молодин. — Они представляют собой выходы скальных пород, своеобразные площадки, отполированные ветрами и ледником, в результате чего на этих плоскостях древним людям было удобно наносить изображения».
Чтобы задокументировать изображение, археологи накладывают на поверхность камня специальный материал, на котором делается обводка рисунка, затем петроглиф фотографируется. Все эти процедуры проводятся с каждым изображением. Древние люди сначала наносили графическое изображение, некий эскиз, по которому затем проводилась выбивка. Определить этот метод создания рисунков ученые смогли с помощью приборной базы: бинокуляров, микроскопов и так далее.
Интересно, что на памятниках нашлись перекрывающие более древние петроглифы рисунки эпохи бронзы, изображающие, например, сцены охоты, колесницы, появляющиеся именно в этот период, людей — на древнейших же рисунках присутствовали только животные. Эта стратиграфия еще раз подтверждает древность калгутинского пласта. Тот факт, что изображения бронзовой эпохи нанесены поверх более древних, свидетельствует также о том, что место оставалось для людей сакральным (плюс удобно расположенным), но вот обряды и ритуалы уже были другие.
Если говорить об авторах изображений Калгутинского святилища и схожих с ним, известно, что в палеолите эта часть Монголии и Российского Алтая уже была освоена людьми. «Нам известны десятки стоянок каменного века, где находятся специфические наборы каменных орудий, но антропологического материала пока не найдено, — поясняет Вячеслав Молодин. — Мы не знаем, ни как они выглядели, ни их генофонда — это дело будущего, так как захоронений еще не обнаружено. Что касается эпохи бронзы, здесь несколько проще, потому что исследованы уже могильники и в Монголии, и в России, относящиеся к так называемой афанасьевской культуре европеоидов, которые заселяли в то время (третье — начало второго тысячелетия до н. э.) эту территорию. Плюс для эпохи бронзы характерна свита культур: каракольской, окуневской (по местам открытия памятников), где ситуация уже несколько иная. В это время появляется полихромная живопись, у людей менялись и художественные предпочтения, и сюжеты мифологических сцен. По-видимому, к этому периоду относятся и изображения, обнаруженные поверх древних рисунков Калгутинского святилища. Однако для нас это уже вторично, главной установкой нашего исследования было изучить именно древнейшие изображения калгутинского стиля и попытка реконструировать мифологическую установку, которой следовали люди, создавшие эти уникальные петроглифы».
Исследование выполнено по проекту РНФ № 23-18-00424 «Мультидисциплинарные исследования духовной культуры и первобытного искусства населения Западной Сибири и Центральной Азии в древности». Авторский коллектив издания «“Калгутинское” святилище в Монгольском Алтае»: В.И. Молодин, Л.В. Зоткина, Ю.Н. Ненахова, Д.В. Черемисин, С.В. Сутугин, Н. Батболд.
Подготовила Елена Трухина
Информация и фото предоставлены Управлением по пропаганде и популяризации научных достижений СО РАН




















