В Российской академии наук проходит Общее собрание, посвященное 75-летию атомной отрасли. В ходе собрания генеральный директор Росатома Алексей Лихачёв анонсировал открытие Национального центра физики и математики в Сарове. Открытие нового учреждения в разговоре с журналистами также прокомментировал доктор направления научно-технических исследований и разработок ГК "Росатом" Виктор Ильгисонис.

"Речь не идет о планах лишь одного предприятия, несмотря на то, что этот академгородок создается по инициативе и с использованием материальной базы нашего Российского Федерального ядерного центра ВНИИЭФ. Осознана необходимость качественно нового уровня подготовки исследователей, в первую очередь теоретиков в области фундаментальной физики. Такие люди необходимы, в том числе, для будущего практического развития фундаментальной науки. Повторюсь, речь не идет о конкретном привлечении высокой науки в разработки ВНИИЭФ, речь идет о замахе на будущее, причем достаточно широком замахе.

Фундаментальную науку можно использовать в том числе и для получения экономической выгоды: создавать новые продукты, продвигать их на новый рынок, но при этом фундаментальная наука сама по себе не должна развиваться исключительно "под крышей" ее практических приложений. Это понимание осознано и в Ядерном центре, который в значительной степени находился на острие нашей прикладной науки, и руководством Росатома. Этот проект (открытие Центра физики и математики в Сарове) поддержал лично наш директор — Алексей Евгеньевич Лихачёв.

История взаимодействия Росатома с фундаментальной наукой всегда была успешной.

Хочу отметить кое-что очень важное. Не нужно клеить клише, когда мы говорим о науке: одну науку называть сугубо поисковой, а другую объявлять бизнес-ориентированной. Наука призвана создавать новые знания и получать что-то новое: научные разработки могут получить воплощение и в технике, и в экономике, и в общественной жизни — словом, где угодно", — прокомментировал ученый.