Ученый во время работы в лаборатории

Сотрудники ТПУ совместно с учеными Университета Лилля (Франция) создали на основе наноуглерода антибактериальный материал, способный преодолевать "самозащиту" патогенов. По словам разработчиков, новый препарат более эффективен и менее токсичен, чем аналоги. Исследование опубликовано в журнале Materials Science and Engineering: C

У бактерий развивается устойчивость к антибиотикам. По словам ученых, важный фактор снижения эффективности препаратов – образование биопленок, то есть плотных скоплений микроорганизмов с прочной мембраной. Антибактериальные агенты на основе наноматериалов способны разрушать биопленки, но такие препараты высоко токсичны для организма и дорого стоят.

Новый антибактериальный материал создан на основе квантовых точек – одного из типов графитных наноструктур. Благодаря добавкам солей диазония материал обладает противомикробным действием. Специалисты ТПУ отметили, что аналогичные разработанные наноматериалы  — наночастицы драгоценных металлов, металл-органические каркасы и другие — заметно сложнее в изготовлении и менее безопасны, чем углеродные структуры.

“Варьирование структуры диазониевых групп, "прививаемых" на поверхность углеродных точек, позволило разработать наиболее активный антибактериальный материал. Он показал высокую эффективность не только по отношению к одиночным бактериям кишечной палочки и золотистого стафилококка, но и к их биопленкам”, – объяснила младший научный сотрудник Исследовательской школы химических и биомедицинских технологий ТПУ Елизавета Свиридова.