Группа ученых, в которую вошел красноярский исследователь, обнаружила вредоносную моль-пестрянку на севере Индии, которая стала первой находкой. Гусеницы этой бабочки опасны для плантаций тополей. Работа опубликована в журнале Zootaxa. Также выяснилось, что такие особи по генетическим характеристикам близки к тем, которые обитают в Сибири и в Томской области.

Присутствие моли-пестрянки обнаружили энтомологи из Индии, которые заметили характерные следы на листьях тополей - мины (полости в тканях листьев). Такие признаки обнаружили уникальной местности на севере Индии - в Ладакхе. Регион со всех сторон окружен горами - с северной стороны горами Куньлунь, а на южной Гималаями. Тополевую моль-пестрянку удалось обнаружить на рекордной для вида высоте - 3400 метров над уровнем моря.

«Индийские коллеги попросили помощи в определении вида насекомого, впервые обнаруженного на территории Индии, и разобраться с его происхождением в Ладакхе. Тополевая моль-пестрянка широко распространена в Евразии — встречается в странах Европы, в России, в некоторых странах Центральной и Восточной Азии, практически повсеместно, где произрастают чёрные и бальзамические тополя. Листва этих деревьев является излюбленным кормом для гусениц моли», — говорит старший научный сотрудник Института экологии и географии Сибирского федерального университета и Института леса им. В.Н. Сукачёва ФИЦ КНЦ СО РАН Наталья Кириченко.

Она отметила, что сибиряки часто сталкиваются с молью-пестрянкой. От нашествия таких насекомых страдают деревья и испытывают неудобства жители Красноярска. Моль-пестрянка опасна для привезенного и успешно адаптировавшегося североамериканского тополя, который легко скрещивается с чёрным тополем. Их гибриды часто встречаются в данных районах. Из-за нашествия моли кроны деревьев к середине лета приобретают коричневый цвет, а листья опадают раньше. А для жителей моли опасны тем, что стаи таких бабочек проникают в жилища для зимовки. Но, по словам специалистов, они безвредны и для человека, и для меховых изделий, которые хранятся в шкафу.

Ученым удалось установить вид насекомого по рисунку переднего крыла и строению гениталий самцов. По таким морфологическим признакам различают виды семейства грацилляриид (Gracillariidae). К ним относится и тополевая моль-пестрянка. Выявленные признаки являются более явными, чем, например, характеристики генитальных структур самок. Они также важны, но не так явно отличаются от родственных видов. Исследование позволило сделать вывод о высокой степени схожести образцов тополевой моли-пестрянки из Индии с образцами из Сибири и Европы.

«Мы также исследовали ДНК-баркодинговый фрагмент митохондриального гена COI, который используется не только для установления видовой принадлежности, но и для изучения генетической изменчивости особей вида из разных географических популяций. В последнем случае сравнительный анализ позволяет с высокой надёжностью устанавливать регионы-доноры инвазионных популяций, если речь идёт о чужеродном виде. Генетические характеристики особей из Индии оказались наиболее близки к тем, что мы получили, исследовав ранее насекомых из Сибири, в частности, из Томской области. Однако выявленные генетические дистанции пока не позволяют сделать выводы о том, что в Индии тополевая моль-пестрянка — чужеродный вид, проникший туда из Сибири. Этот вопрос остаётся открытым», — объясняет Наталья Кириченко.

Другой важный вопрос касается способности гусеницы тополевой моли-пестрянки развиваться на местных тополях в Индии. На него ученые пока ищут ответ. Индийские исследователи собрали мины с гусеницами и куколками тополевой моли-пестрянки на межсекционных гибридах тополя чёрного и бальзамического, привезённых в Индию из других стран. Это позволяет предположить, что моль была занесена с растениями-хозяевами. Межсекционные гибриды тополей довольно живучие и способны быстро расти, благодаря чему из них формируют искусственные плантации, а древесину используют для изготовления бумаги, спичек, фанеры и строительных пиломатериалов. В горах Индии есть также местные виды тополей, но они пока не были исследованы. Моль-пестрянку нашли случайно, во время сбора других видов насекомых.

«Однозначно этот вид моли-пестрянки существовал в регионе намного раньше нашей находки. К 2018 году в посадках тополей в Ладакхе уже были выявленны многочисленные повреждения — листья были сплошь покрыты минами. Скорее всего, вид пребывал в регионе при повышенной численности уже не первый год. Нам потребуются дополнительные исследования, чтобы понять природу этого вида в Индии, однако много подозрений, что там это вид-пришелец», — резюмировала Наталья Кириченко.

Ученые собираются развивать исследование генетических характеристик максимального количества географических популяций тополевой моли-пестрянки, обитающей в Евразии. Это необходимо для того, чтобы разобраться в природе вида и установления границ его обитания, а также ответить на вопрос, откуда он был занесён в Индию.

Фото на странице: Ray Hennessy / Фотобанк Unsplash