Как установили исследователи из Калифорнийского университета в Дэвисе (США), изменения в определенном типе сахароподобных молекул – гликанах – на поверхности раковых клеток помогают опухоли распространяться в другие ткани. Открытие позволит создать новые диагностические тесты и новые методы лечения, чтобы замедлить или остановить распространение рака в организме, передает пресс-служба университета. Научная статья с результатами исследования опубликована в журнале Proceedings of National Academy of Sciences.

В своем исследовании ученые работали с клетками, полученными из холангиокарциномы, или рака желчных протоков. Холангиокарцинома встречается относительно редко. Однако, она легко метастазирует и к моменту постановки диагноза часто оказывается неизлечимой.

Обычно, изучая, как распространяются раковые клетки, ученые обращают внимание на белки на поверхностных мембранах. Некоторые из этих белков могут служить в качестве рецепторов, которые взаимодействуют с другими клетками, позволяя раковым клеткам цепляться за эти клетки и перемещаться в ткани. Но есть еще один игрок в этом процессе, которого не стоит списывать со счетов. Белки на живых клетках покрыты большим количеством сахароподобных углеводных молекул – гликанов. Гликаны изменяют взаимодействие белков и, следовательно, клеток с окружающей средой.

Команда из Калифорнийского университета в Дэвисе обнаружила, что клетки метастатической холангиокарциномы имеют высокий уровень гликановой маннозы (манноза – компонент полисахарида) на поверхностных белках. Этим раковым клеткам не хватало гена фермента, который расщепляет маннозу. Как показал эксперимент с раковыми клетками в чашке Петри, присутствие маннозы было связано с тем, что опухоль могла распространяться и мигрировать через поры в мембране: в естественных условиях так она бы проникла в окружающие ткани.

Если модифицированные гликаны являются чертой метастатического рака, то с помощью этой характеристики можно разработать новый способ диагностики рака. Гликаны и метаболические пути, которые их создают, также могут быть мишенями для новых лекарств.

[Фото: Gregory Urquiaga, UC Davis]