Ученые ЮУрГУ запатентовали модель сложного посттравматического расстройства (С-ПТСР).

Само исследование было опубликовано в научном журнале год назад, и сейчас ученые получили патент на свое изобретение. Разработанная группой ученых из Международной лаборатории нейрогепатологии в 2020 году экспериментальная модель, позволяет эффективнее искать лекарства для людей с таким расстройством.

Сложное посттравматическое стрессовое расстройство отличается от ПТСР, и является относительно недавней концепцией. Впервые сложное ПТСР появилось в PDM-2 (руководстве по психодинамической диагностике), а сейчас его можно обнаружить в бета-версии МКБ-11 (классификация болезней), переход на которую запланирован на 2022 год.

Разница между ПТСР и сложным расстройством в том, что ПТСР – это ответ на травматическое событие взрослого индивида без травматического опыта в прошлом, а сложное ПТСР – с травматическим прошлым. ПТСР обычно связано с одним событием, а сложное ПТСР возникает при множественной, хронической и повторяемой травме, которую невозможно избежать. Например, вызвать сложное ПТСР у детей может жестокое обращение с ними, у взрослых – насилие, пытки, военное заключение. Ранее же считалось, что ПТСР связано только с острой травмой.

Экспериментальных моделей сложного ПТСР ранее не было. Такие модели помогают изучить механизмы развития заболевания, поэтому они должны адекватно отражать его клинические признаки. Для воспроизведения стресса на крыс воздействовали кошачьей уриной в течение 10 дней. Следующий месяц животных содержали в обычных условиях.

В постстрессовый период исследователи определили концентрацию кортикостерона в крови, концентрацию гамма-аминомасляной кислоты, МАО-А, содержание норадреналина в головном мозге.

Один из авторов проекта, д. б. н., профессор Вадим Цейликман рассказал:

«Оказалось, наша модель характеризуется недостаточностью надпочечников, и у части больных ПТСР со временем также развивается надпочечниковая недостаточность. Также в этой модели удалось воспроизвести такие признаки нарушений сердечно-сосудистой системы, как сниженное артериальное давление, и нарушение мозгового кровотока. Другие модели это не воспроизводят».

Интересно, что клиническая модель сложного ПТСР появилась раньше официального диагноза. Только после этого ученые поняли, какой подвид ПТСР у них получилось смоделировать.

Источник фото: https://www.susu.ru