Автор фото: Ольга Владыченко
3-4 октября на факультете журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова прошла Вторая всероссийская научно-практическая конференция медиапедагогов при поддержке Российской академии образования, Союза журналистов России и Санкт-Петербургского государственного университета. Участие в мероприятии приняли около 200 специалистов в области медиаобразования из разных регионов России: от Калининграда до Владивостока, включая исторические территории ДНР и ЛНР, а также Херсонской области.
Заместитель министра науки и высшего образования РФ Ольга Викторовна Петрова отметила важность конференции: «Это площадка, которая позволяет переосмыслить стоящие перед журналистикой вызовы и научить подрастающее поколение правильно, быстро и четко работать в медиапространстве в условиях информационного давления. Без вас мы не сможем в полной мере охватить все те задачи, которые стоят перед нами в рамках проекта “ДНК России” и курса “Основы российской государственности” с точки зрения воспитания социально ответственной личности через медиа».
С приветственным словом к участникам конференции обратились председатель Комитета Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи Сергей Михайлович Боярский, президент РАО Ольга Юрьевна Васильева, министр образования и науки Луганской Народной Республики Иван Сергеевич Кусов, председатель Союза журналистов России Владимир Геннадьевич Соловьёв, академик РАО, член-корреспондент РАН, декан факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, академик РАО, член-корреспондент РАН Юрий Петрович Зинченко.
Дискуссию пленарного заседания открыла декан факультета журналистики, академик РАО профессор Елена Леонидовна Вартанова. Она подчеркнула, что развитие медиаобразовательных практик неразрывно связано с укреплением информационной безопасности. «Длительное пребывание человека в интернете приводит к тому, что повседневные действия – общение, обучение и многое другое – происходят в медиасреде. Медиаграмотность стала одной из значимых форм безопасности человека в цифровом мире», – пояснила Елена Леонидовна.
Модератором пленарного заседания выступила доцент факультета журналистики МГУ Мария Евгеньевна Аникина. Доклады представили и.о. академика-секретаря отделения общего среднего образования РАО Елена Юрьевна Брель, представившая результаты проводимых РАО исследований, заместитель генерального директора АНО «Диалог Регионы», президент Ассоциации интернет-технологов Андрей Юрьевич Цепелев, который рассказал о целевой кампании против российского мессенджера MAX; секретарь Союза журналистов России Роман Александрович Серебряный, обративший внимание аудитории на значимость сохранения профессиональных стандартов работы в процессе формирования медийно грамотного человека, а также ведущая канала «ТВ Центр» Ирина Сергеевна Сашина, посвятившая выступление важности проверки информации.
Конференция продолжилась работой секций и круглых столов. На секции «Формируя медиаобраз: учитель и школа как объекты брендинга» обсудили, какими должны быть медиаинструменты для создания контента, как настроить внешние и внутренние коммуникации для формирования и укрепления единого бренда школы.
Участники секции «Медиакласс в российской школе» выдвинули предложения по развитию медиакласса как пространства синергии гуманитарного и медийного обучения школьников, а также разработке механизмов эффективной реализации программ в области медиаобразования. На круглом столе «От игры в журналистику – к профессии» педагоги и специалисты коммуникационной сферы уделили особое внимание развитию игровых медиаобразовательных практик в школах, важности ответственного подхода в обучении.
Секция «Компетентностный подход в медиаобразовании» объединила специалистов, размышляющих о знаниях и навыках, необходимых современному медиапедагогу, о формировании специалистов данного профиля. В рамках сессии «Ювенильная журналистика как ресурс медиаобразования» эксперты обсудили потенциал юношеской журналистики. На круглом столе «Педагогические вопросы медиаобразования» рассказали о развитии отечественных медиаобразовательных практик и технологий в высшей школе.
Специалисты по стратегическим коммуникациям на секции размышляли о важности выстраивания вертикали подготовки медийно грамотной личности, об образовательных стандартах и программах отечественных образовательных центров, об изменении принципов подготовки на всех уровнях образования. На секции «Нейросетевые технологии в медиаобразовании» участники разбирались в интеграции технологий искусственного интеллекта в медиаобразование.
Особое внимание было уделено информационной когнитивной безопасности детей и подростков, существующим рискам цифровой среды и способам противодействия угрозам. Новым форматом работы участников стал парад проектов в области медиаобразования. Педагоги представили инициативы по развитию методик преподавания дисциплин по журналистике и медиа, разнообразный региональный опыт, в завершение заседания была создана виртуальная площадка для общения и развития компетенций медиапедагогов.
По итогам конференции будет издан сборник тезисов, а участники получат сертификаты.
Информация и фото предоставлены пресс-службой факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова