«Великая Отечественная война: страницы истории" — ежедневная рубрика, посвященная памяти о людях, событиях и судьбах, вписанных в летопись самой трагической и героической главы XX в. В коротких эссе мы вспоминаем не только фронтовые подвиги, но и повседневную жизнь в тылу, голос времени, звучащий в документах, письмах и личных историях.

В период тяжелейших испытаний, когда Москва находилась на осадном положении, песню «Священная война» стали ежедневно транслировать по всесоюзному радио — каждое утро, сразу после боя кремлевских курантов.

Мемориальная доска в честь первого исполнения песни-набата "Священная война". Авторы композиции - скульптор Михаил Переяславец и архитектор Алексей Тихонов

Мемориальная доска в честь первого исполнения песни-набата "Священная война". Авторы композиции - скульптор Михаил Переяславец и архитектор Алексей Тихонов

Фото: Ольга Мерзлякова/ "Научная Россия"

27 июня 1941 г. газета «Правда» опубликовала сообщение:

«Вчера на репетиции в Центральном доме Красной Армии Краснознаменный ансамбль красноармейской песни и пляски разучивал новые боевые песни, написанные народным артистом СССР Александровым. Первая из них — “Священная война” на слова поэта Лебедева-Кумача — начинается словами:

Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой
С фашистской силой темною,
С проклятою ордой

Это было первое исполнение песни, которой было суждено стать музыкальным символом Великой Отечественной войны.

Готовился первый военный номер «Красной звезды». Главный редактор газеты Давид Ортенберг дал своим сотрудникам задание срочно добыть стихотворение. Стали обзванивать всех знакомых поэтов. Никто не отвечал. Наконец удалось связаться с В.И. Лебедевым-Кумачом: «Василий Иванович, газете нужны стихи…» «Когда?»   «Не позже завтрашнего утра»…

Стихи немедленно пошли в набор. А поздно ночью позвонил Лебедев-Кумач и рассказал, что «Известия» выпросили у него это стихотворение. Ортенберг вспоминал: «В иное время я, наверное, распорядился бы в назидание “неустойчивому” автору снять его стихи. Не любили мы печатать “дубликаты”. Нам больше нравилось, когда другие газеты перепечатывали наши материалы со ссылкой на источник. Но в ту ночь было не до амбиций. Да и стихи — замечательные».

Стихотворение так и вышло — в двух газетах. В этот же день их прочитал по радио знаменитый актер Малого театра Александр Остужев.

Сразу несколько композиторов стали сочинять музыку к этим стихам. Музыкальное издательство (Музгиз) успело выпустить десятитысячным тиражом листовку с песней на музыку Матвея Блантера.

Мемориальная доска в честь первого исполнения песни-набата "Священная война". Авторы композиции - скульптор Михаил Переяславец и архитектор Алексей Тихонов

Мемориальная доска в честь первого исполнения песни-набата "Священная война". Авторы композиции - скульптор Михаил Переяславец и архитектор Алексей Тихонов

Фото: Ольга Мерзлякова/ "Научная Россия"

Но в историю песня вошла благодаря другому композитору. Руководитель Краснознаменного ансамбля песни и пляски Красной Армии Александр Васильевич Александров, прочитав это стихотворение в газете, на следующий день пришел на репетицию и объявил: «Будем разучивать новую песню — “Священная война”».

Он написал мелом на грифельной доске слова и ноты песни, а певцы и музыканты переписали их в свои тетрадки. Когда пластинку с этой песней принимали на студии грамзаписи, члены художественного совета и сам автор не смогли сдержать слез…

Александр Васильевич вспоминал: «Я никогда не был военным человеком, но у меня все-таки оказалось могучее оружие в руках, это — песня. Песня, которая так же может разить врага, как и любое оружие…».