«Великая Отечественная война: страницы истории" — ежедневная рубрика, посвященная памяти о людях, событиях и судьбах, вписанных в летопись самой трагической и героической главы XX в. В коротких эссе мы вспоминаем не только фронтовые подвиги, но и повседневную жизнь в тылу, голос времени, звучащий в документах, письмах и личных историях.
Небольшие скоростные катера оказались незаменимы в боях на всех флотах — от разведки до точечных атак. Их история началась с авиаконструктора А.Н. Туполева и стала примером инноваций военного флота.
10 сентября 1943 г. в 2 часа 44 минуты пополуночи захваченный гитлеровцами Новороссийск ярко осветили взрывы авиабомб и тяжелых артиллерийских снарядов. Спустя минуту стремительные катера ударили торпедами по вражеским огневым точкам. Мощные взрывы сотрясли причалы…
На торпедном катере. Источник МАММ / МДФ
Через 25 минут в порту высадился первый эшелон знаменитого Новороссийского десанта. Дерзкий десант с моря, ошеломивший противника, во многом был обеспечен боевыми действиями специального отряда из 32 глиссирующих торпедных катеров.
В Российском императорском флоте торпедных катеров не было. К их проектированию советские конструкторы приступили в середине 1920-х гг. Опыт Первой мировой войны убедил в необходимости небольших и быстрых судов.
Над созданием первого советского торпедного катера работала команда конструкторов во главе с ученым и авиаконструктором Андреем Николаевичем Туполевым. Катер получил название «Первенец». На испытаниях был обнаружен ряд недостатков, но катер зачислили в состав военно-морских сил на Черном море.
Торпедный катер Г-5 Источник МАММ / МДФ
Туполевский коллектив продолжил работу и в 1933 г. был представлен новый, более совершенный катер с двумя двигателями и двумя торпедными аппаратами. Он был назван Г-5 («глиссирующий № 5»). Комиссия был в восторге: катер развивал скорость выше 100 км/ч. С этим и близко не могли сравниться катера других стран. В акте было написано: «Настоящий торпедный катер является лучшим из существующих у нас как по вооружению, так и по техническим свойствам».
Война показала универсальность торпедных катеров. Маленькие, маневренные, скоростные, они могли выполнять разную боевую работу: охранять конвои, ставить минные заграждения, ходить в разведку, высаживать в тыл врага диверсионные отряды. Торпедные катера стали настоящей грозой для фашистских кораблей.
Главной задачей торпедных катеров, действовавших в составе всех четырех советских флотов — Балтийского, Черноморского, Северного и Тихоокеанского, — оставалось нарушение морских перевозок противника.
В декабре 1943 г. торпедный катер Северного флота под командованием Александра Шабалина встретил большой немецкий конвой. Впереди шли два сторожевых корабля. Торпедный катер на малом ходу приблизился к каравану противника. Шабалин решил атаковать оба флагмана. Он скомандовал: «Залп!» Едва первая торпеда успела разворотить борт одного корабля, как следом за ней была выпущена еще одна торпеда, которая отправила на дно и второй корабль врага.
Рубку торпедного катера Шабалина украшала цифра 7, означавшая число потопленных вражеских кораблей. В 1944 г. Александру Осиповичу Шабалину было присвоено звание Героя Советского Союза.