Как привлекать молодое поколение в науку с ранних лет? Этот вопрос детально обсудили участники сессии «Развитие человеческого капитала со школьной скамьи» в рамках III Конгресса молодых ученых, который проходит на федеральной территории «Сириус» 28-30 ноября 2023 г. Модератором сессии выступила первый заместитель генерального директора компании «Иннопрактика» Наталья Валерьевна Попова.
«Подготовка хорошего инженера в университете начинается в младшей школе: с хорошей профориентации и качественного образования. <…> Поэтому первый очень простой тезис: любые изменения в системе высшей школы надо начинать со школы общеобразовательной», — открыл сессию министр науки и высшего образования РФ Валерий Николаевич Фальков.
Участники сессии подробно рассказали о разнообразных проектах и инициативах, которые помогают российским школьникам познакомиться с наукой и увлечься исследовательской сферой. Спикеры несколько раз сделали акцент на всероссийской программе «Наука в регионы», направленной на подготовку талантливой молодежи по приоритетным направлениям научно-технического развития России.
«Насколько точным и стратегическим оказалось решение Президента о том, что в каждом регионе должен появиться центр одаренных детей. <…> Это мудрейшее решение даст эффект на десятилетия вперед», - подчеркнул губернатор Ивановской области Станислав Сергеевич Воскресенский. Политик рассказал о расположенном в Иваново Центре выявления и поддержки одаренных детей «Солярис». Самые популярные предметы среди обучающихся в «Солярисе» — физика, химия, биология и генетика, а смены — «Врачи будущего» и «Инженерная школа». Еще один яркий проект, нацеленный на популяризацию науки среди школьников Ивановской области, — «Солярис. Лекции о науке», в рамках которого молодые ученые увлекательно, лаконично и понятно рассказывают юным слушателям о своих исследованиях. О региональной популяризации науки среди молодежи также рассказали Андрей Григорьевич Саносян — заместитель губернатора Нижегородской области, где в числе прочего созданы несколько образовательных центров «Кванториум» и «IT-куб», и заместитель председателя Правительства Камчатского края Александра Сергеевна Лебедева.
Ректор АНО «Университет Национальной технологической инициативы 2035» Вадим Викторович Медведев рассказал о программе «Код будущего» по бесплатному обучению школьников языкам программирования, по которой в настоящее время уже обучаются более 200 тыс. подростков. Ректор МИФИ Владимир Игоревич Шевченко подчеркнул большое значение для научного просвещения молодежи федерального проекта «Передовые инженерные школы».
Заместитель генерального директора АНО «Национальные приоритеты» Роман Александрович Камаев представил в своем выступлении примеры проектов по популяризации науки среди школьников, которые реализуются в рамках программы «Десятилетие науки и технологий». Среди них — конкурс детских научно-популярных видео «Знаешь? Научи!», конкурс «Наука. Территория героев», инициатива «Наука рядом» и даже научные детские площадки.
Отдельной темой дискуссии стала важность для научного просвещения школьников учреждения профильных классов и создания технопарков. Так, А.Г. Саносян рассказал о создании в Калуге и Нижнем Новгороде технопарков среднего профессионального образования. Была подчеркнута значимая роль в профессиональной ориентации молодежи проекта «Движение первых».
«Основная задача — предоставить максимальный спектр возможностей, чтобы каждый ребенок мог себя в какой-то области почувствовать лучшим», — подытожил директор Президентского физико-математического лицея №239 Максим Яковлевич Пратусевич.
Полное видео сессии «Развитие человеческого капитала со школьной скамьи» смотрите на сайте III Конгресса молодых ученых.
Новость подготовлена при поддержке Министерства науки и высшего образования РФ
Фото на превью и на странице: Максим Богодвид / Фотохост Конгресса молодых ученых, РИА Новости