В 1904 г. 6 мая в поселке Кучино под Москвой был открыт Аэродинамический институт, будущий Центральный аэрогидродинамический институт им. проф. Н.Е. Жуковского (ЦАГИ). Первый в Европе, он был создан ученым Дмитрием Павловичем Рябушинским и профессором Николаем Егоровичем Жуковским.

Благодаря капиталу Рябушинских Аэродинамический институт был хорошо оборудован с самого дня открытия. Изначально программа института включала в себя экспериментальное изучение аэродинамического сопротивления, практические аспекты аэродинамики вертолетов и аэропланов, а также наблюдение различных слоев атмосферы. На создание института Д.П. Рябушинский потратил 100 тыс. рублей, и это только до 1905 г.

Институтом первоначально руководил Н.Е. Жуковский, который числился его «почетным сотрудником». Д.П. Рябушинский был директором и отвечал за организацию экспериментов, в которых проявил себя талантливым мастером. Некоторые завистники стали приписывать все успехи молодого Рябушинского его капиталу и руководству Жуковского. Это привело к тому, что молодой и самолюбивый Дмитрий Павлович в 1906 г. отказался от помощи Н.Е. Жуковского и продолжил работу в институте самостоятельно. С 1906 по 1917 г. практически все исследования, за исключением аэрологических наблюдений, проводились в Кучине по собственным планам и с личным участием Рябушинского.

Октябрьская революция внесла свои коррективы в судьбу Аэродинамического института. Д.П. Рябушинский покинул Родину, институт был национализирован и вскоре стал частью ЦАГИ — Центрального аэрогидродинамического института. Профессор Н.Е. Жуковский, математик и инженер, создатель первых в СССР аэродинамических труб, заложил в ЦАГИ фундамент для дальнейшего развития авиационной науки в России.

В предвоенные годы ЦАГИ активно работал над прогрессом самолетостроения в тесном сотрудничестве с ОКБ и заводами. В середине 1930-х гг. появление высокоскоростных самолетов-монопланов потребовало расширения экспериментальной базы института, и к 1939 г. в строй вступили блоки больших труб. Новой установкой стала аэродинамическая труба переменного давления Т-106, позволявшая получать значительные околозвуковые скорости.

В годы Великой Отечественной войны ЦАГИ проводил исследования, направленные на повышение тактико-технических характеристик советских боевых самолетов и модернизацию авиационного парка. ЦАГИ также принимал участие в становлении ракетной техники в СССР.

Свою работу на благо страны институт продолжает и по сей день. В 2023 г. в ЦАГИ начались испытания новой модели российского лайнера Superjet, созданной полностью из отечественных комплектующих, включая двигатель, шасси, крепеж, остекление, композиты. В ЦАГИ отметили, что начальный ресурс лайнера оценивается в 10 тыс. полетных циклов.

Источник фото на главной и на странице: ВООПИК